Статьи за 2009 год:Архив по годам: |
Накануне Международного дня театра своё шестидесятилетие отметил заслуженный артист России Виктор Михайлович Соболев. Отметил красиво – бенефисом в «Старомодной комедии» Алексея Арбузова Соболев из тех, кому школьный образовательный процесс был скучен, а участие в самодеятельности оказалось своеобразной палочкой-выручалочкой в выставлении четвертных оценок в ученических ведомостях. Он из тех, кому повезло родиться в семье корифея липецкой сцены, заслуженного артиста России Михаила Никифоровича Соболева. И «повезло» (уже в переносном смысле) увидеть изнанку актёрской профессии задолго до того, как сам он вошёл в неё всем своим существом, полностью отдавшись любимому делу. Он из тех, кого принято называть одиноким волком. Отдыхать не умеет, а если случается, то садится в машину и – на рыбалку либо в лес по грибы. Решение «пойти в артисты» тоже принимал уединённо, а когда поделился своим выбором с родителями – об этом в ту же секунду узнала вся Горняцкая улица – так мама отреагировала на признание сына. – Я несколько лет был участником драмкружка при Доме пионеров, который стал загсом на улице Ленина, – вспоминает Виктор Михайлович. – Года три скрывал, что мой отец «тот самый» Соболев. Когда учился в восьмом классе, случилась моя первая гастроль: вместе с хором «Трудовые резервы» побывал в Одессе, Киеве и Москве. Вот в столице меня и познакомили с руководителями курса из Саратовского театрального училища, которые пригласили учиться у них. Мама моя была женщиной очень строгой, поэтому я выбирал подходящий момент, чтобы сообщить ей эту новость. Решил создать благостную атмосферу для сообщения – полил огород, мама, естественно, обрадовалась. Но... не надолго. Увидев документы о поступлении, она так эмоционально отреагировала, что собрала всех соседей. А ночью у меня состоялся серьёзный разговор с отцом. Он убедил меня получить сначала техническую специальность. Что я и сделал. И даже немного поработал машинистом автокрана. Но после армии всё же поступил в Горьковское театральное училище. А в 1970 году вышел на липецкую сцену. Так что это мой первый и, надеюсь, последний театр. Но не единственный. 22 года я колесил по театрам страны. Время это называю «моими университетами». В Липецк вернулся 1995 году. – Пойдя наперекор воле родителей, вы можете сказать, что сделали правильный выбор? А я больше ничего делать не умею... Хотя вожу машину. Наверное, мог бы и художником стать, да вот не пробовал... А актёрская династия Соболевых на мне закончилась. – А когда отец признал в вас актёра? По распределению ролей в пьесе Митрофанова «С повинной» мы играли отца и сына. Мой герой в итоге погибал. Наверное, сыграно это было органично, и отец увидел меня как актёра. – Когда учились, кем себя видели на сцене? Особой мечты не было. Хотелось, как отец, быть социальным героем. Он всегда был для меня эталоном. - А начинали... Со сказок, как и все. Последний мой сказочный персонаж – Людоед в спектакле «Кот в сапогах». С этой ролью связан один любопытный эпизод в моей жизни. Несколько лет назад мы были на гастролях в Германии. И вдруг во время спектакля кто-то из зала закричал: «Это же людоед, людоед!» Оказалось, что среди зрителей были липчане, эмигрировавшие в Германию. Столько лет прошло, а они меня вспомнили! – Как вы работаете над ролью: составляете психологический портрет героя или же идёте от себя? Я стараюсь в дебри не залезать. Из меня, как из пластилина, можно лепить всё, что угодно. Важно, чтобы был результат. Но в моей долгой актёрской жизни случались режиссёры, которые заводили меня в какие-то дали, а как вывести, не знали. Это было ужасно. И я решил, что над ролью буду всегда работать самостоятельно. Но это не означает, что я не доверяю режиссёру... – То есть вы всё-таки человек доверчивый? Стараюсь доверять. Вот появился Сергей Александрович Бобровский, режиссёр абсолютно иной формации, нежели Владимир Михайлович Пахомов. Пока у меня не было случая усомниться в его интуиции и профессионализме. – Среди нынешних старожилов липецкой сцены вы, наверное, редкий человек, который не является актёром Владимира Михайловича Пахомова? Я никогда не был его человеком. Но он считал меня своим актёром. Лавировать не умею – человек я конфликтный… – А как же вы уживались? На сцене мы прекрасно сосуществовали. А в жизни старались не соприкасаться. При этом я десять лет был занят только в его спектаклях. Мне кажется, что, уходя и возвращаясь, всё же остаться в театре Пахомова – это моя большая удача. В то время здесь была очень сильная труппа. Бобровскому же досталось то, что досталось. Я очень сильно переживал развал театра, потому что мне повезло родиться в нём. Отец никогда не позволял заходить через служебный вход, только в «зрительские» двери. Тётушки-билетёрши покупали мне мороженое, я смотрел спектакли с балкона. Здесь играли Соболев, Шитова, Якушкин – таких партнёров уже нет. Я не против перемен. Другой вопрос, к чему они приводят и какой ценой достаются. Хорошо, что среди молодого поколения есть настоящие самородки, люди, преданные театру… Я часто бываю у Пахомова на могиле и говорю с ним об этом… – О чём вы жалеете? Незадолго до своей кончины Владимир Михайлович Пахомов задумал поставить «Кира Булычёва» Горького. Не случилось… Пришёл другой режиссёр, который не знал, что существует актёр Соболев, которому исполнилось 60 лет… Но я признателен Сергею Александровичу за то, что он взял под своё крыло спектакль «Старомодная комедия». Это ведь была моя задумка. И первый – за 40 лет актёрства – режиссёрский опыт. Это был кошмар! Я понял, что за эти годы режиссуре я так и не научился. А появился Бобровский – и дело пошло. Я такого репетиционного процесса ещё не видел – без крика, без шума, без моих срывов. Я всё-таки зависимый от режиссёра человек. – Какой же режиссёр вам нужен? Тот, который любит и понимает артиста. Вот Пахомов, несмотря на наши сложные взаимоотношения, дорожил актёром и спектаклем. И Бобровский, по-моему, такой же, только другого поколения. Мне кажется, что мы нашли с ним общий язык. И репетиции «Женитьбы» это подтвердили. – Виктор Михайлович, какой вы артист, мы можем увидеть на сцене. А вот какой Соболев в быту? Ой, я ужасный. Характер у меня сквернейший. Но я стараюсь никого не обижать, ухожу, если возникает какая-то конфликтная ситуация. Стараюсь быть один – тогда я точно никому не мешаю. – 27 марта отмечается Международный день театра. Что вы хотите сказать своим зрителям? Сначала – спасибо. Но у нас с публикой беда. Раньше, я не беру сложные 90-е годы, театр всегда был полон, и люди шли сюда с удовольствием. Сегодня, зачастую, всё иначе. Мне хотелось бы, чтобы люди после спектакля спешили не в кафе за пивом, а захотели бы подумать о каких-то важных вещах. Без актёрской династии Соболевых представить липецкий академический театр, наверное, невозможно. Их общий «стаж» служения Мельпомене – 90 лет! Из них отцовских – 50 и 40 – сыновних. Хочется пожелать и нам – зрителям, и любимому артисту довести счёт до ничьей 50:50. А там, поживём – увидим! Другие публикации:
|