Статьи за 2010 год:Архив по годам: |
Программа нынешней «Мелиховской весны» была замечательно разнообразна, и в этом оказался ее главный интерес. Крепкая, добротная, мастеровитая игра одних, ученически старательная других, по-любительски неровная третьих, концертная четвертых и подлинно вдохновенная пятых - было на что посмотреть, чему порадоваться, а где-то и огорчиться. Два маленьких театра из крохотных местностей - русский из Мелихова и болгарский из Смолян (Родопы) - обратились к «пестрым рассказам». Мелиховский «Дачный театр Антоши Чехонте» выбрал сюжеты о летнем отдыхе служащих средней руки, а смолянский «Саквояж доктора Чехова» превратил персонажей писателя в пациентов на приеме у врача и поставил диагноз их характерам. «Тайные записки тайного советника» (по «Скучной истории») Московского театра «Эрмитаж» оказались бенефисной постановкой для Михаила Филиппова, а Ольга Овчинникова (Липецк) выступила в моноспектакле «Возвращение» (по «Вишневому саду»). Прощальный чеховский рассказ «Невеста» был показан в двух сценических вариантах - русском и испанском. В спектакле Анны Неровной (Московский театр «Бенефис») было многовато риторики, но запомнилось неожиданное финальное превращение героини в экстремистку комиссарского облика (съездила в столицу, называется...). А игра испанцев подкупила наивной и самозабвенной радостью открытия русской культуры - не только чеховской прозы,но и пушкинской поэзии (автор сценической композиции Анхель Гутьеррес). Стихи Пушкина артисты Мадридского Камерного театра им. А.П.Чехова читали по-русски, за что были награждены бурными аплодисментами. Дополнили впечатление старательные импровизации на тему «Чайки» студийцев Лаборатории театральных поисков (Страсбург), руководимой профессорами РАТИ (ГИТИС) Натальей Зверевой и Ириной Промптовой, и бойкая игра студентов выпускного курса СПбГАТИ под руководством Вениамина Фильштинского в спектакле «Попрыгунья». Липецкая «Чайка» в режиссуре Сергея Бобровского порадовала. Не секрет, что в последние годы театр лихорадило, труппа растренировалась, дух творчества отлетел. А ныне артисты играли слаженно, эмоционально наполненно, и даже погода им, казалось, «подыгрывала» (спектакль игрался на веранде чеховского дома) - с мокрых после дождя веток еще накрапывало, но закат уже алел, слышалось пенье птиц и писк комаров, а от усадебного пруда тянуло прохладой. По всему сценическому тексту было рассыпано немало симпатичных подробностей. И как Яков отодвинул белую занавеску, а там один из рабочих (тот, что помоложе и озорнее) закутался в простыню и передразнивает пластические экзерсисы Мировой Души (кстати, Владимир Сахалинов и Владимир Юрьев замечательно сыграли свои мини-роли работников - живо, обаятельно, интересно). И как Тригорин картинно отбросил подаренный Ниной медальон, а вернувшись за тростью, воровато подобрал его. И как Аркадина бесцеремонно просматривала записную книжку своего неверного любовника, а потом небрежно накрывала ею лицо выдохшегося после бурной сцены Тригорина. Запомнились сценически остроумные и радостные любовные игры Нины и Тригорина. Лилия Ачкасова в роли Заречной увлекла и свежестью чувств, и силой их проявления. Но особенно был хорош Максим Дмитроченков в роли Тригорина, создавший законченный и цельный образ успешного беллетриста, заурядного человека и трусоватого дамского угодника. Совсем не получилась в этот раз «Чайка» у Виктора Гульченко (Международная чеховская лаборатория). Действие стало валиться практически сразу. Замысел «центровал» весь сценический сюжет вокруг Аркадиной - роковой вамп эпохи немого кино, притягательной в своем имморализме. Ольга Остроумова-Гутшмидт, несомненно, создана для декадентского репертуара - нервная, странная, изящная, влекущая какой-то зловещей красотой. Но в данном случае актриса оказалась заложницей своих данных. Аркадина отодвинула в сторону всех «подыгрывающих» персонажей - от Нины до Тригорина, не говоря уж о какой-то там Маше или даже Косте, и, как говорится, «пошла вразнос»: придыхала, щурилась, пела слова, паузила где надо и не надо - в общем, вошла в полнейшее противоречие с чеховской поэтикой и поэзией. Остальные актеры пытались пробуксовывающее действие хоть как-то сдвинуть и наладить хотя бы по темпу, но у них категорически ничего не получалось, и к концу первого акта они совсем заскучали. А в зрительном зале стало понятно, что непомерно затянувшийся спектакль вовремя закончиться никак не сможет, и, следовательно, надо либо уходить в антракте, чтобы успеть на следующий спектакль (он игрался на другой площадке), либо пожертвовать последним из соображений театрального политеса. Признаюсь, автор этих строк оказалась среди тех, кто поспешил на таганрогского «Лешего», и ни секунды не пожалела об этом. «Леший», поставленный Анатолием Ивановым на сцене Таганрогского театра им. А.П.Чехова, играется уже десятый сезон (!) - играется редко, с большими перерывами, но все-таки сохраняется в репертуаре. И не напрасно. В игре актеров ощущается стремление играть «от партнера», даже «первые сюжеты» гасят свою привычку к солированию и стремятся поймать волну, схватить интонацию, настроиться на общий тон, и им это удается. В какой-то момент ты перестаешь следить за тем, как работает тот или иной актер, потому что оказываешься захвачен этой текущей мимо тебя жизнью, такой нелепой, никчемной, порою тошной, но все-таки одной-единственной, дарованной человеку лишь однажды. Безусловна заслуга режиссера, сумевшего прочно наладить движение сценической жизни, но несомненна и заслуга артистов, сумевших за годы проката сберечь трепетное отношение к чеховскому шедевру. Спектакль Одесского русского драматического театра «Дядя Ваня» произвел впечатление сделанного мастерской режиссерской рукой. Это и не могло быть иначе, если поставил его Алексей Литвин, а художественным руководителем постановки выступил Леонид Хейфец. Уже самое начало спектакля задало ироническую ноту в отношении к заглавному герою: дядя Ваня спускается с сеновала, на котором только что валялся, едва ли не похрапывая - сердитое, заспанное лицо, мятый фланелевый пиджак, но при этом - чудесный галстук, правда, сбившийся набок. Нервная подвижность в сочетании с горьковатым юмором, доходящим до сарказма, - таков герой в исполнении Юрия Невгомонного, буквально купающийся в своих обидах. По ходу действия скрипучие, язвительные интонации становятся заметнее, раздражительность ярче, а довершает портрет плед, который пьяненький Войницкий гордо набрасывает на плечо и носит, как римский плащ. Конечно, он в этот момент видит себя не столько «Шопенгауэром или Достоевским», сколько Юлием Цезарем. Видимо, прав Астров (в красочном исполнении Сергея Полякова), их положение действительно безнадежно. В этой резкости смысловых акцентов и ударений видится знак времени, и это не может не наводить на грустные мысли о смене эпох. Костромской областной театр кукол в очередной раз подтвердил, что Чехов возможен не только в драме, кино или балете, но и в куклах. «Медведь» в режиссуре Владимира Бирюкова - это типичный «усадебный» спектакль, не лишенной поэзии, но в кукольном варианте (художник Виктор Никоненко). Артисты Сергей Рябинин (Смирнов), Татьяна Булдыкова (Попова) и Илья Кулейкин (Лука) отлично справились с задачей освоения новой для себя техники - работы с марионеткой и показали хороший класс кукловождения. В этом плане работу костромичей нельзя не приветствовать. Однако напрасной показалась затея - отдельно записать голоса актеров, причем не тех, кто умеет «озвучить» душу куклы, а совсем других - тех, кто не владеет спецификой общения «через куклу». В итоге довольно унылый радиотеатр, записанный «звездами» московских драматических театров, вошел в противоречие с интересной работой костромских кукольников. Жаль. На обсуждении артистам от души посоветовали отбросить запись (забыть фонограмму где-нибудь в дороге) и перейти на «живой звук», тем более, что сомнений в профессиональной состоятельности артистов нет, а спектакль, когда зазвучит «вживую», только выиграет. Чехов выдерживает даже гоголевскую прививку, что доказал своим «Человеком в футляре» Санкт-Петербургский ТЮЗ. Георгий Васильев произвел значительный сдвиг чеховского рассказа: а) в сторону «петербургской темы» русской культуры и б) в сторону фантасмагорической гоголианы. Когда-то Достоевский назвал петровскую столицу «самым умышленным и фантастическим городом на свете». Судя по этому спектаклю, такая же «умышленная и фантастическая» культивируется в нем режиссерская мысль. Хрестоматийный Беликов в высокотехничном и вместе с тем проникновенном исполнении Валерия Дьяченко предстал не то Аблеуховым из «Петербурга» Белого, не то Передоновым из «Мелкого беса» Сологуба. Стиль игры - сочетание почти марионеточной пластики с показом исковерканной психики (страхов, фобий, маний и комплексов). Греческие глаголы этот Беликов спрягает с ностальгическим наслаждением, как лирик и романтик, обожающий мифическую, никогда и нигде не бывалую «Грецию». А к настоящему относится с ужасом и омерзением. Отсюда парадоксальное сочетание страдальческих глаз с сардонической усмешкой на лице. Были хорошие моменты у двух охотников, разговаривающих об этом городском феномене. Когда Коваленко (Алексей Титков) и Афанасий (Александр Иванов) притихали и молча смотрели перед собой, они напоминали двух других чеховских интеллигентов - Астрова и Войницкого, где-то также сидящих в задумчивой тишине. Но в остальном чувствовался явный перебор. Осталось неоправданным то, что эти двое вдруг начинали по очереди подыгрывать Беликову и двигать сюжет. Неприятное впечатление производил бутафорский акцент, связанный с украинской темой, фарсовая фигура Вареньки, напрасные чрезмерности сценического рисунка и прегрешения по части вкуса. Десятый год подряд Алла Бабенко - тонкий и глубокий интерпретатор чеховской прозы - радует знатоков и украшает фестивальную афишу «Мелиховской весны» своими постановками. На сей раз Львовский национальный академический драматический театр им. Марии Заньковецкой привез «Мою жизнь». Бабенко, как всегда, сценически немногословна: три стула и рояль - вся обстановка; картуз у него и белый кружевной зонтик у нее - весь реквизит; и никакого музыкального «оформления», что замечаешь не сразу - настолько захватывает музыка иного, театрально-эстетического порядка. Контрапункт чувств, скерцо усмешки, лейтмотивы мизансцен и сонатная форма построения - Юрий Чеков и Мария Шумейко играют историю неслучившегося счастья как «хорошо темперированный клавир». Ее жесты, движения, постав ступней, разворот плеч, манера сидеть, вставать, наклоняться и поворачивать голову, складывать руки и играть с зонтиком - все оттуда, из начала века, из естественной и пленительной женственности юных дам, которых любили писать Сомов и Борисов-Мусатов.. У него же все проще и грубее, но глубже и сильнее. Он «натура» скорее для передвижников, чем мирискусников - для Перова или даже какого-нибудь Богданова-Бельского. Действительно, «маленькая польза». Спектакль поставлен без единого прикосновения: сантиметры, иногда буквально миллиметры разделяют их объятия - еле заметный люфт остается всегда, черта, которую им не дано перейти. Она их разделяет не только физически, но психологически, мировоззренчески, культурно. Лишь единожды Маша упала перед ним на колени с мольбой об освобождении, и Мисаил поднял ее торопливым движением - только здесь они наконец-то соприкоснулись, чтобы расстаться навсегда. На весь спектакль один акцент пластический и один - звуковой (при упоминании об Анюте Благово - далекий-далекий звук колокола). Артисты играют на открытом и чистом темпераменте - так, словно впитали в себя чеховскую мысль о том, что чувства на сцене надо выражать не жестикуляцией, а грацией.
Сродни этой сценической бережности спектакль художественного руководителя Краснодарского молодежного театра Владимира Рогульченко «Три года». Он ничем не похож на прославленную постановку Сергея Женовача - он вообще «про другое». Пространство фланкируют четкие белые абрисы окон, за которыми столь же отчетлив пейзаж: четыре оконных проема, четыре времени года - число полноты. Часы без циферблата - единственный даже не символ, а намек на него (сценография Сергея Аболмазова). Только один раз они вдруг страшно захрипят и пугающе начнут отбивать время - в момент известия о смерти Нины. Неспешное развитие действия идет на ровной сдержанной ноте. Событийные всплески редки, и принципиально они течения жизни не меняют - черта, по-чеховски точная. Сценическое повествование обрамляют две мимолетные встречи, два скупых объяснения Алексея и Юлии. Этим и запомнятся эти три года: белый кружевной зонтик в ее руках на фоне цветущей вишни. «Поиск связующего начала жизни», - так информирует программка о жанре спектакля. И ведет Настоящий фурор произвел «Вишневый сад» Львовского академического духовного театра «Воскресиння». Игрался он на центральной площади города Серпухова, поразив зрителей мощью творческого натиска. Огромный подиум, а в стороне остатки песка с какими-то кубиками - когда-то трогательная детская песочница, а теперь просто заброшенная и забытая где-то на заднем дворе кучка неубранного мусора. Раневская появляется торжественно и почти царственно сходит с высоты. Вот только в масштабах площади и воздвигнутой мрачной громады она кажется особенно маленькой и хрупкой. И встречают внизу - такие же маленькие, легко угадываемые домашние: вот юная Аня, престарелый Фирс, домовитая Варя, нелепый Петя... Выделяется Лопахин - мощный, красивый, сильный парубок с вольными размашистыми движениями и диковато-звериной пластикой. Отодвинув всех, он легко подхватывает Раневскую и играючи крутит ее в воздухе, как малышку. Высокие (чуть ли не вдвое выше человеческого роста) металлические вешалки на колесах увенчаны цветущими ветками вишни. Когда с ними здороваются и их обнимают - это сад, двигают и устанавливают в два ряда - аллея, а когда сдвигают и ставят в правильный четырехугольник вокруг бывшей песочницы - это уже могила. Впрочем, это позднее, ближе к концу представления. А пока - музыка гремит, фейерверки взлетают, персонажи бегут, прыгают, танцуют. Но появляются какие-то странные зловещие фигуры на ходулях в длиннющих жемчужно-серых, поблескивающих балахонах с многометровыми бильярдными киями в руках. Они касаются ими то одной головы, то другой, и бедные обитатели вишневого сада, как шарики, перекатываются туда, куда направлено было движение кия. Угроза ниоткуда - непонятная, необъяснимая, абсурдная. Они складывают свои непомерно длинные палки в четырехугольник и поднимают на него Раневскую, и она в воздухе перебирает ногами - как в дурном сне, когда бежишь и убежать не можешь, кошмар, от которого просыпаешься в панике с колотящимся сердцем. И вот уже на руках огромные железные пятерни, горящие на концах. Лопахин лентою обвязывает дом. Впрочем, дома-то и нет - такой лентой полицейские пользуются, огораживая место преступления. Этим Лопахин и занимается, очерчивая зону своего влияния. Вишневый сад поджигают. Несут коромысло с ведрами, но вместо воды в них огонь. И Лопахин льет этот огонь на землю, а закопченные, задыхающиеся Раневская, Варя, Шарлотта, Фирс пытаются его затоптать. Раневская чем дальше, тем больше прихрамывает, и уже с середины спектакля она - хромоножка с переваливающейся походкой подбитой уточки (или чайки?). Лопахин вновь подхватывает Раневскую и снова крутит ее в воздухе, но уже не любовно-шаловливо, как в начале, а по-хозяйски уверенно и принудительно. В этом чудятся насилие, угроза, неотвратимость. И эта тема нарастает до почти набатного звучания. А с неба гул, грохот, налет... И всполохи огня... И беспомощные, мечущиеся люди, из последних остатков слабых сил пытающиеся спасти то, что спасти невозможно... Отъезд решен как эмиграция, обрекающая на привязанность навек. Саквояжи, чемоданы, баулы с помощью веревок спущены с высокого подиума на землю, но отвязать их забыли. И когда персонажи подхватывают их, чтобы уйти, они «уходят, не уходя». Гибкие ленты их не отпускают, втягивают назад, перепутываются, и все остаются привязанными. И только стелется ядовито-желтый дым от праздничного фейерверка, да Фирс в длинном рваном черном пальто, обвязанный каким-то белым бабьим платком, притулился у «могилки». При всей изобретательной броскости приемов, в этом действе ничего от шоу и все от театра. Каждый прием обременен смыслами, оправдан высоким напряжением актерского существования. Актерские работы - одна лучше другой. Перед нами спектакль-формула, спектакль-конспект, образная выжимка из пьесы, из жизни, из судьбы. Спектакль, суммирующий и подводящий итог всему двадцатому веку. Этот спектакль непременно нужно видеть. И если нельзя его вывезти в Москву, то надо ехать во Львов и смотреть, в какой замечательной творческой форме Львовский академический духовный театр «Воскресиння» встречает свое двадцатилетие. Теплую весну сменило жаркое лето, и фестиваль «Мелиховская весна» остался в прошлом. Впереди осень, потом зима, а следом, дай-то Бог, новая весна, новые чеховские постановки и новые зрительские впечатления. Шалимова Нина Другие публикации:
|