Статьи за 2010 год:

Архив по годам:

Фестиваль «Липецкие театральные встречи»

журнал "Навигатор Развлечений"

Фестиваль «Липецкие театральные встречи» открыл свои двери мастерам театра и любителям театрального искусства в 26-й раз. Фестиваль всегда имел статус международного. Изначально в нем проводятся встречи и конференции, в которых принимают участие режиссеры, артисты, театроведы и филологи из Англии, Швейцарии, Норвегии и др.

Исторически фестиваль был связан с именем Чехова. Владимир Михайлович Пахомов, бывший худрук драмтеатра им. Л.Н. Толстого, основатель «Липецких театральных встреч», очень любил Чехова. На сцене липецкого драмтеатра был поставлен весь Чехов. Такова была тематическая заявка Пахомова. Он же стал организатором и театрального фестиваля «Мелиховская весна», который впервые прошел в 1982 году в усадьбе Чехова в Мелихове и с тех пор проводится там ежегодно. Открывалась тогда «Весна» спектаклем Липецкого драмтеатра «Чайка». Кстати, М. Янко в нем играл роль Тригорина, сейчас в «Чайке» в постановке Бобровского он исполняет роль Дорна.

Традиционно фестиваль «Липецкие театральные встречи» проходил в мае-июне. В этом году формат фестиваля изменен. Дело в том, что на фестивале наметилась тенденция принимать из года в год одних и тех же гостей. Руководству театра пришла идея тематически расширить его программу. Липецкий драмтеатр - единственный в мире театр, который носит имя Л. Н. Толстого. Новый режиссер драмтеатра, Сергей Александрович Бобровский, не мог пройти мимо этого факта, так как сам с детства горячо любит этого художника слова. В этом году фестиваль будет посвящен Толстому. И дата проведения фестиваля передвинута ближе ко дню рождения Толстого и к дню его памяти. Половина спектаклей фестиваля - постановки Толстого. Его же имени будет посвящена и научная конференция.

Научно-практическая конференция

Первым слово держал Виталий Борисович Ремизов, директор Государственного музея Л.Н.Толстого. Говорил долго и весомо, хотелось записывать каждое его слово. Он говорил о «завороженном внимании» к личности Толстого во многих странах мира в год 100-летия его кончины. Сейчас, в эпоху самоуничтожения человечества на всех уровнях, «пляски смерти», когда слово «духовность» вырождается в понятие «духовка», по изобретению Ксении Собчак, Толстой может явиться нам как спасение, как способ жизни.   Мы стоим  у истоков его понимания. Разговор о нем будет разворачиваться в веках - выразил надежду Виталий Борисович.

На конференции гости, - студенты РАТИ, актеры, преподаватели ЛГПУ, журналисты, - выслушали ряд докладов по творчеству Толстого. Интересен был доклад Татьяны Петровны Дудиной, преподавателя Елецкого педагогического университета. Она рассказала о незавершенных пьесах Толстого, отдав им должное как креативным для читателя, то есть современным по форме.

В рамках конференции были показаны фильмы о Толстом В.Б.Ремизова из снятого им цикла на канале «Культура». Острую полемику вызвала проблема «Лев Толстой и церковь». Было  просмотрено два  фильма:   фильм   Ремизова с одноименным названием и фильм Александра Касякина, липецкого журналиста под названием «Вернуть Толстого?» Страсти не утихали долго, многим хотелось высказаться,

Не раз упоминалась на конференции и модернистская постановка С.А.Бобровского «Смерти Ивана Ильича», которая никого не оставила равнодушным.

Театральная программа

Вечерами в течение пяти дней фестиваля зрители смотрели лучшие российские спектакли. Посещаемость была отличная, зал каждый раз заполнялся процентов на девяносто. В фойе все дни играл Липецкий оркестр русских народных инструментов.

Пьесы Л.Н.Толстого «Завороженное семейство» в постановке Белгородского государственного академического драматического театра им. М.С. Щепкина и А.Н. Островского «Банкротъ» в постановке Воронежского государственного академического театра драмы им. А. Кольцова перекликаются между собой, поднимая публицистически тему отцов и детей, которая в России больше, чем тема отцов и детей. Как правило, конфликт поколений у нас выражает столкновение старых и новых мировоззрений, жизненных укладов.

Любопытна  постановка  «Трех сестер» А.П.Чехова  Елецкого драматического театра «Бенефис», режиссера Вячеслава Лымарева. Спектакль удивил томительным темпоритмом. Откуда столь реалистичная   неторопливость, степенность актерской игры? Преобладающий белый цвет в декорациях спектакля выражает неосознанное стремление героев к мечте, к чему-то светлому...

Главным событием «Липецких театральных встреч» стала премьера в день столетия со дня смерти Толстого, 10 сентября, «Смерти Ивана Ильича» в постановке С.А. Бобровского, главного режиссера Липецкого государственного академического театра драмы им. Л.Н.Толстого.

Начнем с того, что действие инсценировки перенесено в наши дни, а Иван Ильич здесь - известный бизнесмен. В спектакле обозначился ряд удачных режиссерских находок. Например, узнав о смерти Ивана Ильича, его коллеги танцуют замысловатый танец, аккомпанируя себе... различными канцтоварами. Огромная люстра над сценой, завернутая в целлофан, точно символизирует духовную неустроенность героя.

Свежестью повеяло от липецкой сцены. Я смотрю этот спектакль и понимаю: вроде бы тот Толстой, да не тот. А все потому, что поставлен он в новомодном стиле, отвечающем массовому вкусу. Зритель активно через форму соотносит себя с персонажами. И что это? Словно мы смотрим совершенно новое произведение. И одним из его героев является... стиль.

Зрители устроили режиссёру Бобровскому овации. Виват, Бобровский!

Светлана Карпенко

Другие публикации: