Статьи за 2010 год:Архив по годам: |
«Я служу Толстому всю жизнь» — так говорит о себе директор Государственного музея Л.Н. Толстого, профессор, заслуженный учитель России Виталий Ремизов. Больше сорока лет он изучает духовное наследие великого русского писателя и мыслителя, убедительно доказывая, что в наши дни оно, как никогда, актуально. Как будет отмечаться в Астапово столетие со дня ухода из жизни Толстого, почему грандиозная и противоречивая фигура «яснополянского старца» до сих пор вызывает столько споров, нужны ли толстовские педагогические принципы современной школе? Об этом и многом другом Виталий Ремизов рассказал в беседе с журналистом «Липецкой газеты». — Виталий Борисович, вместе с другими участниками «Липецких театральных встреч» вы посмотрели премьеру «Смерти Ивана Ильича» в Липецком академическом театре. Ваши впечатления от такой современной формы подачи классики? — Замечательно, что Липецкий академический театр имени Льва Толстого свой юбилейный сезон начинает с одного из самых сильных толстовских произведений. Во времена, когда все относительно и неустойчиво, когда толерантность превращается во вседозволенность, а свобода без берегов порождает массу трагедий, Толстой остается незыблемым нравственным ориентиром. Имя Толстого звучало и звучит на постсоветском театральном пространстве, но его произведения режиссеры трактуют по-разному. С одной стороны, есть совершенно удивительная постановка Юрия Соломина «Власть тьмы» в Малом театре, а с другой — появляется чудовищная «Война и мир» Петра Фоменко: Россия предстает страной идиотов, которую не победить цивилизованным французам. «Смерть Ивана Ильича» Сергея Бобровского — изысканный спектакль с точки зрения сценического решения. Прием допустимого отстранения часто использовал сам Толстой. Мы слышим со сцены подлинное толстовское слово, которое звучит уважительно и емко. Я наблюдал за зрительным залом и видел, с каким напряжением он следил за развитием событий. Современный антураж приближает зрителя к пониманию сути произведения. Одно дело, когда постановщик выпендривается, издеваясь над классикой, выворачивая ее наизнанку, и совсем другое — если он делает современные метки, показывая, что одни и те же проблемы характерны для разных эпох. В некоторых классических спектаклях, при всех их достоинствах, мне не хватает такой связи с современностью. — Открытие в сентябре новой экспозиции «Астаповский меридиан» стало началом цикла мероприятий, посвященных 100-летию ухода из жизни Льва Толстого. Что еще у нас в области готовит ваш музей к этой памятной дате? — Столетие смерти Толстого будет отмечаться во всех уголках Земли — выставками, конференциями, симпозиумами. На мой взгляд, кульминационная точка всего этого должна состояться здесь, на липецкой земле. Усилиями музея Толстого и министерства культуры, РЖД, администраций Липецкой области и Лев -Толстовского района удалось заметно преобразить поселок Лев Толстой. К 20 ноября будет отреставрирована и благоустроена вся мемориальная зона. Это не только место, где остановилось сердце гения, но еще и прекрасно сохранившийся архитектурный памятник железнодорожного зодчества. 20 ноября состоится открытие Культурно-образовательного центра имени Толстого. Здесь пройдет большой международный толстовский форум. Приедут зарубежные родственники великого писателя, ведущие ученые, литературоведы. Впервые липчане увидят уникальные экспонаты из сокровищницы музея Толстого — редчайшую живопись, прижизненные книжные иллюстрации и даже локоны волос Толстого разных периодов жизни. «Астаповский меридиан» должен положить начало градообразующему музейному туризму с серьезной просветительской идеей, который коренным образом изменит жизнь поселка. Комплекс Центра включает в себя гостиницу на 40 мест, кафе и прочую необходимую инфраструктуру для здорового отдыха. Всем этим будут пользоваться как туристы, так и местные жители. Планируем, что РЖД выделит специальный вагон, который будет доставлять людей из разных концов России на станцию Лев Толстой. Автомобилем сюда из Москвы всего четыре часа езды. Здесь туристы могли бы провести сразу несколько дней. Ведь рядом находятся и Куликово поле, и Богородицкий дворец графа Бобринского, описанный в «Анне Карениной», святые источники Задонского монастыря, Елец с его потрясающими памятниками культуры и много других замечательных, интересных мест. — Вы говорите об актуальности идей Толстого в XXI веке. В чем, на ваш взгляд, заключается секрет их долголетия? — Актуальность Толстого в том, что он учит человека противостоять злу, физическому и духовному растлению за счет внутренней силы, осознания себя в мире. Человек — не раб жизненных обстоятельств, он делает сознательный, свободный выбор. Вопрос в том: где взять силы, чтобы противостоять давлению извне? Надо жить здоровой духовной жизнью, быть физически здоровым и счастливым. Необходимо ответить для себя на вопрос: что есть добро и что есть зло? А для этого должна потрудиться душа. Христианская этика дает нам идеал, к которому надо стремиться. Не бывает индивидуального добра, оно одно для всех. Толстой всегда любил людей вне зависимости от их статуса и способностей. Его бесконечная любовь к человеку для нас подчас сложна и непонятна, но нужно постараться осмыслить ее. «Никакой разврат так не унижает человека, как снятие с себя ответственности за судьбу другого», — писал он. Писатель учит нас не бояться смерти. Когда начинается духовная жизнь — начинается бессмертие. К сожалению, часто о душе мы вспоминаем, когда попадаем в трагическую ситуацию, как Иван Ильич. А надо думать о ней всегда. В книгу «Путь жизни» Толстой включил мысли величайших мудрецов мира, заповеди различных религий, стараясь найти то общее, что объединяет их, это колоссальный философский труд. Он выпестовал вечное древо жизни, а мы до сих пор не оценили это. — Сегодня существует множество мифов и стереотипов о Толстом. Какие из них вас возмущают больше всего? — Для меня очень важно, чтобы мысли самого Льва Николаевича не искажались в угоду чьим-либо интересам. Я как барометр объективности именно в этом вижу свою главную миссию. Нередко люди на самом высоком уровне стараются выдать свою интерпретацию идей Толстого, подчас неверно истолкованных. И пошло-поехало… Например, утверждают: Толстой был аскетом, основываясь на его тезисе, что человеку достаточно малого для жизни. Толстой ни в коем случае не аскет, он писал о чувстве меры. Никто так не наслаждался жизнью, как Лев Николаевич. Весь его мир полон света и радости от простых вещей. Другой миф — Толстой противник медицины, враг науки, чуть ли не мракобес. Ну что за дикость? Толстой говорил, что нельзя возвращаться к сохе, прогресс неизбежен. У него дома был один из первых фонографов Томаса Эдисона и электрический карандаш, и он как ребенок радовался этим новшествам. Он был очень цивилизованным человеком, но прекрасно понимал, что истинная цена прогресса — жизни сотен тысяч людей. И такой прогресс, построенный на крови и насилии, категорически не принимал. Толстого возмущало, что уже в те времена врачи оправдывали все человеческие пороки. Но жестоким к человеческим слабостям он не был никогда. Миф: Толстой отрицал искусство. Нет, он знал в нем толк, однако у него были свои критерии, и это его полное право. Я согласен с его словами, что не поймет простой мужик Девятую симфонию Бетховена. Для неподготовленного слушателя это пытка, а не наслаждение. А есть искусство, которое одинаково хорошо воспринимается и обычными деревенскими жителями, и тонкими знатоками. Миф о сумасшествии, ненормальности Толстого. Жил-жил до шестидесяти лет, потом перегорел, переблудил и стал праведным старцем-вегетарианцем. Бред! Логика всей жизни Толстого была в движении к свету. Не могу сказать, что он был пьяницей. Он никогда не был развратником. По его словам, он ни разу не изменил Софье Андреевне за 48 лет супружеской жизни. Да, у него появился незаконнорожденный сын, но еще до женитьбы, и он не скрывал этого от супруги. И женоненавистником он никогда не был, напротив, всегда уважал право женщины иметь свое мнение и личную свободу. Миф, связанный с уходом Толстого из Ясной поляны, — мол, такой-сякой, бросил все, бежал от близких. Очень тяжело до конца разобраться, что там случилось. Хотя я прекрасно понимаю причины, побудившие Льва Николаевича сделать это. Ушел, потому что не выдержал в доме атмосферы истерии и постоянных скандалов Софьи Андреевны. 48 лет терпел, а когда ситуация стала невыносимой, когда она каждый день провоцировала чудовищные обмороки, способные убить его, понял, что никому не нужен в этом доме и ушел. Много мифов и об отношениях Толстого с Чертковым, основанных на бреде больной души Софьи Андреевны. За границей их обильно смакуют, выпускают книги и фильмы. Наша задача: опираясь на факты, поставить все на свои места. Бесспорно, Толстой натура неординарная, но не безумная. Есть старцы, которые родились святыми сразу, Толстой же родился живым человеком и потом поднялся на высоту редкой духовности. — Еще одна сложная, непростая тема — взаимоотношения Толстого и церкви. До сих пор не прекращаются споры, кто прав в этом конфликте… — Толстой всегда был человеком с глубоко православным сознанием. Почитайте «Войну и мир» — она вся проникнута православием. И эта история с определением Святейшего синода — исключительно политический заказ. Обер-прокурор синода Победоносцев так мстил Толстому за то, что он вывел его в страшном образе человека-машины в «Воскресении». Парадокс — в России всегда хватало страшных сквернословов и богохульников, а церковь отторгла искренне верующего человека. Произведения Толстого возвышают и очищают душу, обращают ее к Богу и совести. Он никогда никого не призывал к чему-то безнравственному. Однако никакой церковной анафеме, как нередко можно услышать в средствах массовой информации, он не был предан. По сути, в определении правильно зафиксирована грань расхождений Толстого и синода. Формально это не отлучение, а призыв вернуться в лоно церкви. Но народные массы восприняли его именно как отлучение, что возмутило многих. А ведь важнейшая заповедь христианства — не судите, да не судимы будете. Святейший синод решил за всю православную Россию, что делать с Толстым. Будет справедливо, по-христиански, если церковь извинится перед Толстым, как папа Римский извинился перед Джордано Бруно. — Что вы, как заслуженный учитель России, думаете о педагогике Толстого? Насколько она может быть востребована в нашей современной школе? — К Толстому-педагогу до сих пор относятся также неоднозначно, как и к Толстому-писателю. Педагогические идеи Толстого долгое время воспринимались, как некая забава барина, решившего обучать детей оригинальным, одному ему известным способом. Возрождая «школу Толстого», я ставил целью доказать, что духовное, нравственное развитие ребенка непосредственно влияет и на его интеллект. Не интеллект развивает душу, а наоборот. Эксперимент доказал, что педагогика Толстого прекрасно работает и сегодня. 90 процентов детей, обучавшихся по этой методике, достигли превосходных результатов. Важно, чтобы духовное развитие шло на деле, а не на словах. Мы разработали уникальную систему духовного становления ребенка — шаг за шагом, кирпичик к кирпичику. Дети учатся читать по «Азбуке Толстого». Это сотня притч, за каждой своя тайна, свой архетип поведения, раскрывающий родовую природу человека. Ребенок проходит от притчи к притче, улавливая жизненную мудрость, постигая суть вещей. После «Азбуки Толстого» никакие современные учебники не могли адекватно учить ребят. Мы создали серию книг для чтения во 2—4 классах —«Час души. Проза русских писателей». В нее вошли 90 потрясающих текстов. Дети во втором классе с удовольствием читают Лескова, представляете? Это же благоуханная русская проза, чудесное слово русское. В пятом классе приходит черед книги «Святые таинства природы», в 6-7 классе — «Отец. Отчий дом. Отечество». В восьмом классе школьники приступают к изучению мировой художественной культуры по книге «Запечатленное слово». Наступает переходный возраст и приходит пора учебника литературы «Я есмь, и я люблю». Лики мира и лики любви разных эпох и народов. В этом возрасте очень важно дать подросткам не похабель, а истинную культуру чувств. Два года, в 10-11 классах, изучаются памятники мировой культуры. Кроме того, есть мощный блок светских духовных дисциплин — «Чаша жизни», «Познай себя», «Этика жизни». Таким образом, из школьных стен выходит гармоничный человек с очень сильным нравственным началом. По этой методике в России занимаются около сотни школ в самых разных областях. Мы намного опередили сегодняшние реформы в образовании. Я очень хочу, чтобы толстовская школа появилась и на липецкой земле. — Спасибо за беседу, Виталий Борисович. Надеюсь, что все задуманное вами осуществится! Сергей Малюков Другие публикации:
|