Статьи за 2010 год:Архив по годам: |
С 10 по 15 сентября в Липецком академическом театре драмы имени Л.Н. Толстого прошли ежегодные 26-е «Липецкие театральные встречи». Театр, носящий имя великого классика, (единственный в России), на сей раз от творчества Чехова, которому были посвящены предыдущие 25 «Липецких встреч», обратился к Толстому. Тема нынешнего фестиваля, посвященного 100-летию со дня смерти нашего национального гения: «Лев Толстой как нравственный ориентир в этической проблематике постсоветского театра». Накануне открытия фестиваля 9 сентября по старой доброй традиции представители Липецкого академического театра участвовали в торжествах, посвященных дню рождения писателя в поселке Лев Толстой. Здесь же на железнодорожной станции состоялось открытие обновленной экспозиции в филиале Государственного музея Толстого «Астапово». «Лев Толстой и Липецкая область навечно связаны прочными духовными узами. На нашей земле остановилось сердце гения, отсюда он ушел в вечность. Важно сохранить и приумножить духовное богатство, оставленное писателем и философом. Оно поможет нам разобраться в себе, найти ответы на сложнейшие вопросы бытия», — подчеркнула, открывая конференцию, проходящую в рамках фестиваля, заместитель главы администрации Липецкой области Людмила Куракова. А вечером того же дня спектаклем по Льву Толстому «Смерть Ивана Ильича» Липецкий академический театр открыл новый юбилейный 90-й сезон и 26-е «Театральные встречи». В своем интервью «Липецкой газете» председательствующий на научно-практической конференции Виталий Ремизов, директор Государственного музея Л.Н. Толстого, профессор, заслуженный учитель России, так прокомментировал это событие: «Замечательно, что Липецкий академический театр имени Льва Толстого свой юбилейный сезон начинает с одного из самых сильных толстовских произведений. Во времена, когда все относительно и неустойчиво, когда толерантность превращается во вседозволенность, а свобода без берегов порождает массу трагедий, Толстой остается незыблемым нравственным ориентиром. Имя Толстого звучало и звучит на постсоветском театральном пространстве, но трактуют его режиссеры очень по-разному, «от высот до бездны»… С повести «Смерть Ивана Ильича» началось возрождение Толстого-художника после напряженного труда над религиозно-философскими работами. Ее появление произвело бурю в обществе, одни были в восторге, другие категорически отвергали. Смерть Ивана Ильича» Сергея Бобровского - изысканный спектакль с точки зрения сценического решения. Прием допустимого отстранения часто использовал сам Толстой. Мы слышим со сцены подлинное толстовское слово, которое звучит уважительно и емко. Я наблюдал за зрительным залом и видел, с каким напряжением он следил за развитием событий. Современный антураж приближает зрителя к пониманию сути произведения. Одно дело, когда постановщик «выпендривается», издеваясь над классикой, выворачивая ее наизнанку, и совсем другое – сделать современные метки, показывая, что одни и те же проблемы характерны для разных эпох. Вещизм, погоня за внешними атрибутами успеха оттесняет все духовное в человеке и лишь когда приходит смерть, он начинает задумываться, а так ли он жил? В некоторых классических спектаклях, при всех их достоинствах, мне не хватает такой связи с современностью…" Научно-практическая конференция проходила в малом зале театра с 10 по 14 сентября. Темы, затронутые в докладах филологов-толстоведов Москвы, Воронежа, Ельца и Липецка, получали свое развитие в совместных обсуждениях всех участников конференции, в число которых входили театральные актеры, учителя и преподаватели местных вузов, колледжей и школ, библиотекари, студенты и учащиеся, все, кто интересуется жизнью и творчеством великого писателя и мыслителя Толстого: «Нравственная история или историческая нравственность? ( К вопросу о новых парадигмах художественного сознания в драматургии Л.Н. Толстого)» - Дудина Т.П. , д.ф.н., профессор, Елецкий госуниверситет имени И.А. Бунина. «Л.Н. Толстой об искусстве. Спор сквозь столетие». – Козьмина М.А., к.ф.н., Государственный музей Л.Н. Толстого г. Москва. «Жизнь моя остановилась…» Нравственные «скитания» героев позднего Толстого». – Нагина К.А.,к.ф.н., доцент, Воронежский госуниверситет. «Церковь в сознании героев и автора драмы «Живой труп». – Куркина Т.Н., к.ф.н., доцент, Воронежский госуниверситет. «Духовное наследие Л.Н. Толстого и нравственные проблемы современной России». Кондратьев А.С., к.ф.н., доцент, Липецкий педагогический госуниверситет. Кроме этих выступлений участники и гости конференции имели возможность просмотреть несколько авторских фильмов Виталия Ремизова о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, снятых совместно с телеканалом «Культура». Гостями «Липецких театральных встреч» были академические театры драмы из Белгорода, Воронежа и Елецкий городской театр «Бенефис» с чеховскими «Тремя сестрами». 12 сентября 2010 года для гостей из Белгорода была организована 3-часовая пешеходная экскурсия по городу. Проводил её известный знаток нашего края, председатель «Липецкого областного краеведческого общества» Александр Клоков. Белгородцы не только услышали проникновенный рассказ историка о прошлом и настоящем Липецка, но и получили в подарок от экскурсовода фото на память о пребывании в «жемчужине Черноземья». А вечером гости из Белгорода порадовали липчан - поклонников Мельпомены замечательным спектаклем «Завороженное семейство» по малоизвестной пьесе Л.Н. Толстого в постановке режиссера нар.арт. РФ Бориса Морозова и художника нар.арт. СССР, лауреата Гос. Премий СССР Иосифа Сумбаташвили. После спектакля восторженные зрители наградили артистов шквалом аплодисментов. Устроители фестиваля в лице директора ЛГАТД имени Л.Н. Толстого Людмилы Должиковой и главного режиссера Сергея Бобровского вручили гостям памятные подарки и Диплом участника 26-х «Липецких театральных встреч». В ответном слове белгородцы поблагодарили липчан за тёплый приём и пригласили Липецкий академический театр на свой театральный фестиваль имени М.С. Щепкина. Но еще больший успех выпал гостям из Воронежа. 14 сентября Воронежский академический театр драмы имени А. Кольцова показал на сцене Липецкого академического театра одну из последних постановок своего безвременно ушедшего руководителя нар. арт. России, лауреата Гос. Премии Анатолия Иванова – «Банкротъ» А. Островского. Сказать, что на этом спектакле воронежцев был аншлаг – не сказать ничего! В зале, рассчитанном на 720 мест, уместилось почти 900 человек!!! Всего же «Липецкие встречи» 2010 года с 10 по 15 сентября посетило более 4-х тысяч зрителей. К этому числу можно добавить и более сотни горячих почитателей таланта Л.Н. Толстого, участвующих в научно-практической конференции, просмотрах документальных фильмов о его жизни и творчестве, в посещении обновленной экспозиции «Астапово» - филиала Государственного музея Л.Н. Толстого. Такая экскурсия тоже проходила в рамках липецкого фестиваля. И, конечно, для гостей фестиваля по давней традиции была организована поездка в старинный город Елец, который, согласно летописям старше Москвы на один год. Здесь состоялись экскурсии по старинным храмам города и его многочисленным музеям: писателя И.Бунина, художника Н.Жукова, композитора Т. Хренникова… Не забыли устроители Липецкого фестиваля отдать дань памяти и основателю «Липецких театральных встреч» - Владимиру Пахомову, народному артисту России, лауреату Государственных премий, руководившему академическим театром драмы имени Л.Н. Толстого с 23 февраля 1977 по 17 ноября 2007 года. Теперь, благодаря стараниям его сына – Михаила Пахомова и с помощью самых преданных друзей Владимира Михайловича, в числе которых и народный художник России, скульптор Юрий Гришко, на мемориальном кладбище Липецка воздвигнут монумент – бронзовая скульптура МАСТЕРА на фоне театрального занавеса, выполненного из красного камня. Окончательно композиция будет завершена 17 ноября. Хозяева и гости фестиваля высказали свои теплые слова основателю «Липецких театральных встреч» и возложили у основания памятника цветы… Следующие «Липецкие театральные встречи» снова будут посвящены Толстому. Планируется, что фестиваль стартует 20 сентября 2011 года и пройдет под общей темой «Л.Н. Толстой – театр и время». Обращение Липецкого академического театра к великому художнику и мыслителю – не временная акция, а генеральная линия. Как точно заметил Виталий Ремизов: «Толстой – не наше прошлое, а НАШЕ БУДУЩЕЕ!» Петр ЧЕРЕДНИЧЕНКО Другие публикации:
|