Статьи за 2009 год:

Архив по годам:

Сергей Бобровский: «Хочу понять липецкого зрителя»

"Липецкая газета" от 15 января 2009 года

Сергей МАЛЮКОВ


Новый главный режиссер Академического театра драмы имени Льва Толстого Сергей Бобровский в конце января дебютирует перед взрослой липецкой публикой спектаклем по пьесе Гоголя «Женитьба». Предновогодняя премьера «Дюймовочки» уже удостоилась множества восторженных отзывов юных зрителей и их родителей. Почему режиссер решил начать с андерсеновской сказки, каким он видит новое лицо театра, почему его жена не станет актрисой и о многом другом Бобровский рассказал журналисту «Липецкой газеты».


- Сергей Александрович, почему же все-таки вашей первой работой на липецкой сцене стала «Дюймовочка»? Хочется, чтобы в жизни стало больше сказки?

- Здорово, когда творческие планы совпадают с твоим внутренним состоянием. «Дюймовочка» - это вечная история, тонкая и нежная, как и почти все сказки Андерсена. Я посвятил этот семейный спектакль моей маленькой дочери Майе, моей Дюймовочке. К тому же 9 декабря я стал дедом, старшая дочь от первого брака Аня подарила нам внучку Машеньку. Так приятно, что все совпало. Хочется делиться этим настроением с детворой и взрослыми, согреть души морозной зимой. Спектакль получился необычным по форме - минимум диалогов, зато много пластики, музыки, красивых, зрелищных сцен. Надеюсь, он пришелся по душе юным театралам.

- Переезд через всю страну, да еще с семьей - серьезное решение. Насколько легко оно вам далось?

- Внутренне я был готов к этому. В Бийске со мной был заключен контракт на пять лет. Оставаться на Алтае на всю жизнь я не планировал. Были предложения из Москвы, Новосибирска. Когда поступило предложение возглавить театр в Липецке, у меня, признаться, возникли некоторые опасения. В академических прославленных театрах зачастую большие проблемы с человеческой атмосферой, не хотелось погружаться в пучину театральных склок и скандалов. Решил проверить все сам на месте: приехал, осмотрелся. Все опасения развеялись, в Липецке сразу же почувствовал себя очень органично. Позвонил жене: «Оля, переезжаем». Я не люблю серьезных потрясений, революций, ломать себя и других, насильно приспосабливаться к чему-то. Во всем должна быть органика. Пока это удается.

- Ваша супруга тоже из театральной среды?

- В Бийске она работала заведующей литературной частью театра. Сейчас воспитывает дочь. Было время, когда она очень хотела стать актрисой, но я пресек эти планы. По творческим соображениям. Не вижу в ней абсолютного таланта. Если бы он был, думаю, никакие запреты не подействовали бы. А так - зачем плодить середнячков? Как говорится, священнодействуй или убирайся вон. В нашей профессии нельзя делать скидок даже самым близким.

- Чего, на ваш взгляд, от нового главного режиссера ждут труппа и зрители, насколько оправдаются эти ожидания?

- Думаю, труппа ожидает интересного творческого процесса, когда хочется каждый день приходить на репетиции, создавать что-то яркое, новое, востребованное зрителями. Публика ждет созвучных жизни спектаклей и, конечно же, ярких ролей. Театр по своей сути гораздо больше, чем просто зрелище. Это важнейший социальный институт, формирующий вкусы и даже мировоззрение общества. Хочется не абстрактно служить искусству, а быть нужным людям, создавать живые, понятные зрителю образы. Сейчас готовится к постановке «Женитьба». Это не тот хрестоматийный Гоголь, к которому все привыкли, а мое авторское, в чем-то нестандартное прочтение классика, попытка чуть-чуть выйти за рамки традиций. Во многом этот спектакль своего рода разведка, попытка понять, насколько липецкий зритель готов к таким художественным поискам. Оправдаются ли наши ожидания - покажет премьера.

- Петру Фоменко приписывают фразу - «репертуар диктует труппа». Вы согласны с этим утверждением мастера?

- Зависимость репертуара от состава труппы, безусловно, всегда была, есть и будет. Ну как ты поставишь Гамлета, если его некому сыграть?! Дефицит актерских кадров в театре довольно ощутим, но понемногу проблема решается. Форма спектакля рождается из возможностей артиста. Если бы не было танцующих молодых ребят - студентов РАТИ, не было бы героини - великолепной Али Коваленко, то и «Дюймовочка» не получилось бы. Алю я сразу же зачислил в труппу, у нас не хватало амплуа травести.

Труппа будет пополняться, но это вопрос не одного дня. Надеюсь, к концу сезона можно будет более конкретно говорить о ее составе. Мне звонят актеры из других городов, приходят и липецкие артисты. Знакомимся, разговариваем, присматриваемся друг к другу.

- А что бы вы хотели ставить в идеале, какие авторы вам близки?

- Театр для меня - спасительная ниша, в которой можно защититься от суровой реальности. Нет, конечно, совсем от нее не скрыться. Я хожу по улицам, смотрю телевизор, но особого желания впустить ее на сцену не испытываю, поэтому пока не хочу подступаться к модным молодым драматургам. Нравятся не ­сиюминутные авторы, а те, которые стремятся докопаться до самого мироустройства, мироздания. Такие как Набоков, Платонов. Есть достойные авторы и из современных - Пелевин, Сорокин глубоко «копают», можно сказать, живые классики. Приступая к постановке, я должен погрузиться в мир, созданный автором, проникнуться его духом. Произведения того же Гоголя пропускаешь через себя. Чем глубже погрузишься в него, тем органичнее будет форма будущего спектакля.

- Провинциальные актеры часто сетуют на невозможность в полной мере реализовать свой талант. Порой это ощущение невостребованности перерастает в глубочайшую депрессию. Помните, как в фильме «Тупой жирный заяц» главный герой в исполнении артиста Маклакова, немолодой актер ТЮЗа, мечтающий о серьезных ролях, декламирует подшофе гамлетовский монолог в нелепом костюме зайца на детском утреннике? Можно ли решить эту важную проблему?

- По моему глубокому убеждению, только ты сам можешь изменить свою жизнь. Если ты не хочешь становиться тупым жирным зайцем, ты им не будешь. Проще всего обвинить весь мир и ничего не делать для того, чтобы изменить ситуацию. Мне нравится провинция, для меня это географическое понятие, а не ругательное слово, это Россия, в которой я живу. А вот в худшем смысле провинциальность, ограниченность мышления надо в себе подавлять. Если ты живой, рефлексирующий, талантливый артист, то ни один деспот-режиссер не сможет тебя сломать.

Мир большой, Москвой он не заканчивается. У меня есть знакомые актеры, которые работают в ведущих московских театрах. За 20 лет ни одной мало-мальски заметной роли, зато можно сказать: «артист Ленкома». Но разве в этом смысл актерской профессии? Дюймовочка, пройдя испытания, попала в страну эльфов, а жабы так и остались в своей трясине.

- Какие качества вы не можете простить актерам?

- Откровенное хамство, цинизм, предательство художника в себе. Иногда приходится слышать: «У меня сегодня халтура, да пошел он подальше, ваш театр!» А зачем ты тогда поступал сюда? Театр - это, прежде всего, территория творческих, болеющих и страдающих за свое дело людей, а не место, где тупо зарабатывают деньги. Это не высокопарные слова, я так действительно думаю. Тяжело видеть, когда предаются идеалы, уничтожается талант. Алкоголизм - явление из этого разряда. Конечно, все мы люди, и это вовсе не означает, что артисту нельзя выпить. Но пить нужно уметь. Если это становится проблемой, мешает творческому процессу, если спиртное по крупице вымывает дар - нужно остановиться. Не можешь? Придется расстаться. Пока я и труппа приглядываемся, притираемся друг к другу. Позитивное ощущение сохраняется, и я верю в лучшее. В театре очень важно, чтобы вся команда была объединена одной большой идеей.

- Ваш учитель, известный режиссер Леонид Хейфец заметил, что раньше театральным брендом Липецка был Чехов. А с кем, на ваш взгляд, должен ассоциироваться академический театр сегодня?

- К Чехову я отношусь замечательно. Но дело, мне думается, не в конкретных авторах, а в глубине постижения материала, качественной драматургии, актуальности тем. Главное - попасть в зрительский нерв, а уж будет ли это Чехов, Гоголь, Гончаров, Толстой или Набоков - совершенно неважно. Зритель всегда прав, так было, есть и будет. Важно суметь отвлечь его от сиюминутных проблем и погрузить в вечность. Серьезнее задачи я не вижу, ведь мы работаем для конкретного человека. Глупо сетовать на публику, нужно любить ее, делать яркие, увлекательные спектакли, тогда в зале не будет свободных мест.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА 

Бобровский Сергей Александрович родился в Кемеровской области. С 1984 года жил в Рязани, где работал в театре драмы монтировщиком сцены, сторожем, а затем и актером. Позже поступил в Рязанский институт культуры на факультет режиссуры. На третьем курсе уехал учиться в Москву. С 1997 года преподавал режиссуру в Рязанском филиале Московского университета культуры. В 1999 году окончил Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина по специальности «режиссура». С 1998 года ставит спектакли в разных городах. В 2003-2008 годах был главным режиссером Бийского городского драматического театра. В августе 2008 года назначен главным режиссером Липецкого академического театра драмы имени Л. Н. Толстого.

 

Другие публикации: