Статьи за 2010 год:

Архив по годам:

Сергей Бобровский.Размышления о Войне, Жизни и Смерти

«Театральный мир» №5 май 2010 года

В канун 65-летия Великой Победы многие театры обращаются к военной драматургии. Непростая это задача - нам, послевоенному поколению, говорить сегодня о жизни и боли людей в те жестокие годы, пытаться понять логику событий.

Другая проблема - найти пьесу, которая была бы актуальна и понятна сегодня. Меньше идеологии. Больше общечеловеческих вопросов.

Главный режиссер Сергей Бобровский обратился к такому материалу. 6 мая на сцене театра премьера - баллада об «обыкновенных» героях «Рядовые» по пьесе А. Дударева.

Война - это сложная тема о человеческом страдании и боли.

Мы хотели бы оберегать свое душевное здоровье. Касаться таких тем тяжело, в памяти всплывают близкие, дед... Но не вспоминать и не говорить об этом просто нельзя.

Хочется верить, что великие потери были ненапрасны.

Сейчас возник «другой» взгляд на события тех лет, иная точка зрения, бросающая тень на истинность подвига русского народа... Я же не могу с таким цинизмом и легкостью «отделаться» от чувства благодарности - Родину нужно защищать, когда приходит враг. Это вопрос гражданской позиции каждого.

Спектакль - подтверждение этих принципов. Мужчина должен оберегать свою родину и близких.

«Рядовые» - история о простых солдатах, не офицерах, не героях. Военная судьба обычных людей, вырванных из семьи, из нормального уклада жизни. Каждый герой прошел через личные потери, и они живут, формулируя себя в невероятно жестоких обстоятельствах.

В этой истории война показана через человеческую душу, без псевдопафоса. Мы не говорим о политике, идеологии - нас волнуют подлинные взаимоотношения, человеческая воля...

Мы говорим о русских людях, стоящих на твердой нравственной основе человеколюбия. Говорим о том, как человек сохраняет свое достоинство, человеческое лицо. Не звереет. Мы затрагиваем вопрос нравственной основы нации, уходящей своими корнями глубоко в языческую древность.

Рассуждая о войне, мы обращаемся и к вопросу веры, формулируем отношение к заповеди «Не убий».

Герой Соляник, верующий человек, преданный свой религии, цитирующий слова Писания, которые так ново и необычно дико звучат для других солдат - не убивает, не стреляет во врага, не борется.

Дугин (единственный из остальных тоже знающий заповеди) - не может не убивать, когда речь идет о близких и незащищенных. Что остается делать, когда враг на пороге, и его цель - уничтожить все ценное и дорогое. А если враг среди своих? "Пустил в расход хорошего бойца...» Свои ведут себя как чужие - издеваются над женщинами и детьми.

Как оставаться человеком, когда ты потерял близких? Ведь тебе предложены нечеловеческие обстоятельства. На войне НИКТО чистым не остался. Психику просто рвет все происходящее. Люди лишены будущего. Но душа человека, воина, не теряет самых высоких, самых красивых проявлений. И каждым выстрелом во врага ты ранишь самого себя все больше и больнее.

Ситуация страшная: обычных людей - да, другой культуры, но в главном таких же как мы - одурачили, натравили, «перекормили», заставили поверить в избранность расы. Они шли убивать, а мы убивали их. Не могли иначе, хотя знали, что «не в каждом немце сидит Гитлер» (слова Дугина, «Рядовые»).

Конфликт этих позиций - не только военная ситуация. Тебе навязывают чуждое мировоззрение, чуждую жизнь. Сопротивление этому - русская национальная гуманистическая традиция. Одна из главных проблем России во всей ее истории - сохранить свое лицо, не позволить навязать чужую волю.

Сегодняшний день - попытка переосмыслить случившееся. Выходят «засекреченные» документальные подтверждения вины русской стороны, сносятся памятники. Ведется политика реставрации событий тех лет с позиции «благородного жеста» нацисткой Германии... Может быть, на нас смотрят как на тех, кого надо было истребить и уничтожить? Или нас спасали? Может быть, не было миллионов смертей, концлагерей? Может быть, не было войны? А может быть, война не закончилась?

Верю, у большинства соотечественников правильное понимание. На Родине памятники не сносят. И у нас останется отношение к той войне как к Священной.

Когда говоришь о войне - говоришь не только о смертях конкретных людей. Идет речь о прекращении рода, о непрожитой судьбе, о нерожденных детях. Они умирали, даря жизнь нам. Кто выжил - прошел Ад.

Наши «Рядовые» - посвящение ИМ, родным и близким, которые прошли все или не вернулись... В подготовке спектакля все, кто в нем работает, едины как никогда. Каждому из нас эта тема понятна и близка. Не надо говорить лишнего.

Поколение, пережившее войну, - уходящее поколение. Мы хотим, чтобы те, кто остались, знали, что их помнят. От себя мы говорим - мы вас ценим и благодарим за возможность поднять глаза в мирное небо! Вы победили смерть. Вы с честью защитили наше общее право жить, любить, дарить жизнь.

Вика Володина

Другие публикации: