Статьи за 2021 год:

Архив по годам:

Газета "Первый номер": ПОГРУЗИТЬСЯ В ЧЕЛОВЕКА

https://zen.yandex.ru/media/id/5e4a8b04386b1c555647a992/pogruzitsia-v-cheloveka-616d42203cdb813a1c8dc595

Завершился XXXVII Международный фестиваль «Липецкие театральные встречи». В этом году в Липецк приезжали коллективы из Белоруссии, Калининграда, Астрахани, Костромы, Краснодара, Тамбова, Мичуринска, Чехова, Воронежа и Орла. 


На форуме показали почти два десятка спектаклей. Постановки шли и в Ельце, в театре «Бенефис», и в Липецком драматическом театре на Соколе, и в Липецком государственном театре кукол. Но главной площадкой стала сцена старейшего театра региона, государственного академического имени Толстого, отметившего в этом году вековой юбилей.

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МЕССЕДЖ

Новинкой этого года стало добавление молодёжного контента. Это не случайно — интерес молодых к театру растёт, около тысячи билетов на спектакли фестиваля было приобретено по Пушкинской карте. В творческой лаборатории колдовали молодые режиссёры, а наряду с профессиональным жюри сформировали и молодёжное. В него вошли липецкие журналисты и студенты-театроведы из ГИТИСа. 



— Молодёжный театр сегодня — это новые имена, современная драматургия, соответствие духу времени, — объяснила магистрант театроведческого факультета Екатерина Танченко. — Но молодому зрителю может быть интересен любой режиссёр, вне зависимости от возраста и культурного бэкграунда. Важно, какой у него месседж, общечеловеческая идея, которую важно донести.

ИНТЕРЕС К ЛИЧНОСТИ

Для членов жюри восемь театральных дней стали временем напряжённой работы. В профессиональное жюри вошли народный артист России Михаил Янко, заслуженная артистка России Елена Оленина, театровед, драматург, режиссёр ГИТИСа, эксперт фестиваля «Золотая маска» Александр Вислов и театральный критик кандидат искусствоведения Ольга Галахова.

— Что такое хороший спектакль — дискуссионный вопрос. Для меня это постановка, где есть интерес к личности, — поделилась Ольга Игоревна. — К боли человека, к его страданиям, к переживаниям проблем. Это не обязательно трагедия или драма. Человек интересен и в комедийном проявлении, важно отличать комедию содержательную от бессодержательной.

 

ОТ ДАРК-КАБАРЕ ДО ХРИСТИАНСКОГО МИЛОСЕРДИЯ

В постановке Астраханского драматического театра «Братья Карамазовы» (18+) зрителей зачаровал мир аллегорий и экспериментов, магия света, пластики и звука. Интересно, что роль младшего Карамазова исполнила женщина — Александрина Мерецкая. Молодёжное жюри удостоило её специального диплома.

Мичуринский драматический театр показал пьесу «С любимыми не расставайтесь» (16+): анализ пути нескольких супружеских пар от свадьбы до развода. Этот спектакль получил диплом фестиваля «За лучший актёрский ансамбль».

— Исполнитель роли супруга Беляева прямо перед спектаклем свалился с температурой под 40, — рассказала «Первому номеру» директор театра Галина Попова. — Пришлось спешно ставить на замену Андрея Широкого. Он с утра играл в Мичуринске в «Аленьком цветочке», потом сразу в Липецк, роль учил в автобусе. Более того, его герой по сценарию играет на баяне. А он в жизни в руки не брал баян. Но сыграл великолепно!

Много споров вызвала «Пиковая дама» (16+) от Краснодарского театра драмы в стиле «дарк-кабаре»: с чёрным юмором, буффонным абсурдом и эротическим подтекстом.

Заключительный восклицательный знак в конкурсе, по словам худрука театра Толстого Владимира Кравченко, поставил Орловский государственный театр для детей и молодёжи «Свободное пространство» с мюзиклом «Кармен. История Хосе» (16+) — история разрушительной страсти офицера и цыганки.

Лучшим спектаклем фестиваля стала премьера елецкого театра «Бенефис» «Деревня» (16+) по повести Ивана Бунина. Её жанр определили как «очерки русской провинции».

— Это событие не только для Ельца, но и для российского театра в целом, — оценил постановку председатель жюри фестиваля Александр Вислов. — Тут попытка осмысления пути России. Режиссёр и актёры глубоко копали, и получился глубокий спектакль. 

ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙ

В рамках творческой лаборатории 30-минутные эскизы показали четыре молодых режиссёра. Этот формат даёт артистам-профессионалам шанс испытать себя в неожиданном амплуа. Условиями были — поставить спектакль с актёрами театра имени Толстого, пьесы выбрать из тех, что в течение 100 лет шли на его сцене. Театральный батл ожиданий не разочаровал.

Режиссёр из Луганска и Санкт-Петербурга Татьяна Дрёмова представила постановку по мотивам «Анны Карениной» (16+). На сцене три мужчины и три женщины читали Толстого, катали игрушечный паровозик, рассуждали о любви под аккомпанемент треков Земфиры.

— Земфира с умными трагичными текстами как нельзя лучше ложится на историю Анны, — поделилась режиссёр. — Я использовала метод коллективного диалога, тут нет одной Анны, это история женщины вообще. В каждой женщине есть Анна Каренина.

 

О женской дружбе, которой не бывает, рассказал москвич Антон Хавари в спектакле «Абрикосовый рай» (16+). Встреча двух мужчин и двух женщин на отдыхе в южном городе обнажила тайные стороны их душ.

— Тема любви всегда будет волновать людей, — размышляет выпускник института при театральном центре «Вишнёвый сад». — И никогда не поздно начать с чистого листа новую картину своего мира, написать полотно под названием «Жизнь».

В слепом стремлении к благу можно и деградировать. Это посыл эскиза «Иудушки Головлёва» (16+) от режиссёра из Ельца Олега Климова. Мрачные краски, зловещая и тягучая музыка, то плавная, то ломаная пластика помогают разгадать образ главного героя. Снаружи он приторно-ласковый, внутри — жадный и злой.

— Мы хотим заплести кружева семьи Головлёвых, в центре которой Иудушка, — рассказал перед спектаклем Олег Климов. — Сделать выжимку из пьесы, поднять глобальные вопросы, не наврать, не сфальшивить — и всё за очень ограниченное время. Это мобилизует интеллект. Это кайфовое ощущение.

СЛОЖНЫЙ ЖАНР

Эксперимент на грани фола. Для фантазии на тему «Вишнёвого сада» (16+) от москвича Ильи Боязного лучше определения не найдёшь. Илья — основатель проекта «Импрессивная клоунада». Он убеждён: у жанра безграничные возможности. Одно из его преимуществ — отсутствие «четвёртой стены», то есть интерактив со зрителем.

 


Но для липецкого зрителя такое прочтение Чехова оказалось непривычным. Под хрипловатый голос шансонье, исполняющего на французском «Миллион алых роз» Паулса, на сцену церемонно вышли фигуры, одетые в белое, все — с клоунскими носами. Кто-то держал канделябр, кто-то — букет, у кого-то под мышкой был поднос, а у кого-то — и вовсе топор. На заднике появлялись то надписи, к примеру «Вся Россия — вишнёвый сад», то старинные фото. Потом герои стали выполнять нелепые повторяющиеся па и издавать односложные реплики. «Вы все такие?» — не удержался кто-то из зрителей. В зале были школьники и студенты. На появление фигуры с топором они отреагировали: «Это по Достоевскому!», а когда на сцену вынесли полено, раздался возглас: «Пиноккио!»

Перед началом эскиза ведущий Максим Заврин попросил зрителей играть вместе с актёрами и делать всё, что придёт на ум. Равнодушных и так бы не осталось. Кто-то замер в прострации, кто-то тихо хихикал, кто-то ругался.

— Позор! Москва с таким искусством не может быть примером. Елец — культурная столица России! — негодовала во весь голос из третьего ряда партера интеллигентная женщина в возрасте. — Во что ты превратился, Рома? — обратилась она к Роману Коновалову, задумчиво облизывающему чупа-чупс (в этом состояла вся его роль). Любимый многими актёр, обладатель целого созвездия театральных наград (одна из них — диплом XXXIII фестиваля «Липецкие театральные встречи» за лучшую мужскую роль) меланхолично протянул ей леденец, предложив поделиться лакомством. Зал взревел от восторга.

— Эта роль без слов, но, знаете, иногда легче целую тетрадь выучить, — признался Роман «Первому номеру» перед выходом на сцену. — Я 28 лет в профессии, но в клоунаде новичок. Никогда не думал, что это настолько сложный жанр. Честно, даже страшно, как пойдёт. Но безумно интересно.

«Вишнёвому саду» от Ильи Боязного зал аплодировал стоя и с криками «браво!».

Текст: Марина Карасик
Фото: Сергей Паршин, Анна Черкасова и академический театр драмы имени Толстого

Другие публикации: