Статьи за 2021 год:Архив по годам: |
7 июня Главная стройка конца 60-х в Липецке, премия Совета Министров СССР — липецкий театр стал всесоюзной знаменитостью благодаря оригинальному проекту нового здания. «Первый номер» продолжает рассказывать об истории главного театра региона, которому 5 июня исполнилось 100 лет.
После революции в Липецке было несколько самодеятельных театров, которые ютились в разных местах города. В декабре 1920 года в подотделе искусства уездного отдела народного образования приняли решение создать единый городской театр. Бывший курзал Театр разместили в бывшем здании курзала курорта, приспособленном под театр, где он просуществовал до 1968 года. Сохранилась «Характеристика состояния сценического хозяйства театра», составленная в 1964 году. Первое, что в ней говорится: это не театр, а приспособленное для театра здание. Отмечалось также, что в театре нет арьерсцены, где должен размещаться резерв театральных декораций, нет трюма, где находятся сценические механизмы, нет декорационно-мебельных складов достаточной вместимости. В театре в то время не было даже рампы. В стиле брутализма Новый театр на Театральной площади, которая тогда называлась Красной, построили в 1968 году по проекту московского архитектора Марка Бубнова. Столичный архитектор удачно расположил здание театра — на вершине холма. Пишут, что здание спроектировано в стиле советского брутализма. Хотя многие архитекторы говорят, что архитектурный стиль липецкого драмтеатра лишь отдалённо напоминает брутализм, который, с точки зрения дилетанта, представляет из себя нагромождение геометрических фигур, часто как бы висящих в воздухе. Бубнов за всю свою жизнь спроектировал три театра — в Липецке, в Абакане и в Кызыле. Те, что построили в Абакане и Кызыле, внешне очень сильно напоминают липецкий кинотеатр «Октябрь» на площади Петра Великого. У театров, построенных по проектам Бубнова, нет традиционных крыш, поэтому в Кызыле несколько лет назад на самом верху здания соорудили конструкцию, символизирующую крышу буддийской пагоды. За театр в Кызыле Бубнова удостоили почётной грамоты Президиума Тувинской АССР. Премия за проект В липецком драмтеатре хранится копия ходатайства, в котором актёры просят вышестоящее начальство присудить Марку Бубнову Государственную премию. Государственную премию дали. Но чуть позже — в 1974 году, «за проектирование и внедрение в строительство серии кинотеатров различной вместимости». Липецкий театр был первым большим культурным проектом Бубнова. До этого архитектор проектировал многоэтажки в Москве. После Липецка он сделал проекты Дома Советов во Владимире, кинотеатра и центральной площади в Тольятти, телебашни в Багдаде и посольства СССР в Париже. Лучший в России Строил театр Константин Шиянов. Когда строительство начиналось, он был прорабом, когда закончилось — главным инженером «Жилстроя». Театр для того времени построили в рекордно короткие сроки — за 27 месяцев, вместо положенных по норме Госстроя 32. В 1968-м театр признали лучшим культурным объектом в России. За это Шиянов получил премию Совета Министров СССР. Театр строили липецкие строители и московские метростроевцы. Они помогали местным мастерам в работе с мрамором, выбранным для отделки пола и колонн. Штукатурила здание специальная бригада. По воспоминаниям заслуженного строителя РФ Марка Марголиса, делегацию липецких рабочих отправили в Вильнюс, где уже была освоена каменно-гранитная штукатурка. Эту технику в Липецке впервые применили при строительстве театра. 6 ноября 1968 года новое здание театра приняло первых зрителей. На сцене шёл «Тихий Дон». Чёрные шторы С 1968 года здание сохранилось практически неизменным, за исключением небольшого нововведения, появившегося при главном режиссёре Владимире Пахомове. Внешне здание театра, если смотреть со стороны Театральной площади, — это огромные, в два этажа, стеклянные витражи, накрытые сверху плоской крышей, на которой стоит огромный куб. — Владимира Михайловича Пахомова в своё время смущало то, что люди, выходя в антракте в фойе, смотрят через эти витражи на город и забывают, что было в первом отделении спектакля, а когда возвращаются в зал, якобы выпадают из процесса. Он даже хотел наглухо заложить кирпичом эти огромные окна. Все архитекторы возражали категорически, и Бубнов тоже был против, — рассказал почётный архитектор России Сергей Сошников. — Тогда что Пахомов сделал? Взял и закрыл эти окна плотными чёрными шторами. Светонепроницаемыми. На взгляд архитекторов, здание от этого очень сильно потеряло. Окна, по замыслу Бубнова, должны были светиться, люди должны были в них двигаться, и это должно было создавать образ вечерней жизни города. А сейчас там темно. Чёрные шторы висят до сих пор. Текст: Виктор Унрау Другие публикации:
|