Статьи за 2019 год:

Архив по годам:

На службе Мельпомене

http://lg.lpgzt.ru/aticle/na-sluzhbe-melpomene.htm/?sphrase_id=33016
 Тамара Юдина | 14.11.2019 05:50:10

Семнадцать лет он управлял боевыми самолетами, а теперь «рулит» в театре. Он знает, как устроен истребитель и как построить трехметровый стол. Он говорит, что не скучает по армии, но на стене в его кабинете висит фото СУ-34. Знакомьтесь: Альберт Грачев, военный летчик и заведующий постановочной частью Липецкого государственного академического театра имени Л.Н. Толстого.

Театр начинается с винтика

Наша беседа прерывалась несколько раз — в кабинет завпоста (так звучит должность в сокращении) то и дело заглядывали сотрудники. Просили поучаствовать, проконтролировать, оценить. В подчинении Альберта Грачева сейчас около сорока человек: художники, осветители, звукорежиссеры, столяры, машинисты сцены, портные, одевальщицы, гримеры. В обязанностях завпоста — обеспечить выпуск спектакля, организовать слаженную работу театральных цехов.

— Каждый спектакль прошел через мои руки. До винтика, до болтика, до гаечки, до дощечки, до тряпочки. Картинку на бумаге создает художник-постановщик. Я прикладываю все свои старания и умения, чтобы эту картинку максимально воплотить в жизнь. Вот стоит вышка из «Полковника-Птицы». Она сделана в масштабе. Если бы вы ее увидели в спектакле, вы бы сказали: «Да, 99 процентов похоже. Один процент — в спектакле она на колесах». И выкрас, и форма, только в 20 раз она увеличена.

Мечта и реальность

Представить, что Альберт понятия не имел об устройстве театра, сейчас сложно. Но это так. Десятый из одиннадцати детей в семье, липецкий мальчишка с детства грезил небом. Он часами слушал рассказы о войне отца и старших братьев об учебе в летных училищах. Вопроса, кем быть, перед ним просто не стояло. А когда удалось поступить в Ейск, даже тренированная голова пошла кругом.

— У меня это была мечта, цель. И я к ней шел. Сначала поступил в вертолетное училище, но понял, что не мое. На следующий год поступил в Ейское училище, о котором даже мечтать не мог. Это была элита.

Во всех буклетах о военных училищах оно было на первой странице. Когда выбирал, даже на эту строчку боялся смотреть.

Курсант Грачев выпустился из училища с налетом 400 часов и квалификацией «летчик-инженер». Он мог управлять двумя боевыми самолетами, умел сбрасывать бомбы и стрелять из пушек. Его однокашники разъехались по стране и за ее пределы. Альберта направили в Северо-Кавказский военный округ.

— Не хочу рассказывать, что это было за время, — говорит Альберт и молча достает из скромной коробочки одну из высших военных наград Советского Союза.

Потом майор Грачев учил пилотов в Ряжском полку, а в 33 задумался о гражданке — кормить семью в лихие девяностые становилось все сложнее. Выйдя на пенсию по выслуге лет, вернулся в Липецк. Пока готовились  документы на увольнение, военный летчик на восемь месяцев стал таксистом.

— За десять дней я тогда заработал зарплату военного летчика. Для меня это был шок. Потом получил паспорт, прописку, устроился в коммерческую фирму — был руководителем обособленного подразделения трикотажной фабрики.

Завпостами не рождаются

В театр Грачев буквально попал случайно: позвал знакомый. Приглашение не казалось заманчивым, но на смене работы настояла жена. Все решил разговор с режиссером Сергеем Бобровским.

Самым сложным для нашего героя оказалось изменить главное правило — привыкший досконально изучать инструкции перед работой, Альберт Грачев на этот раз сначала погрузился в дело с головой, а потом уже приступил к теории. Он учился понемногу у каждого, кто привозил в Липецк спектакли или какое-то время здесь работал.

— Меня кинули как котенка в речку. Выплывет — значит, будет работать. Я выплыл. Сергей Александрович (Бобровский. — Прим. ред.) пригласил в театр художника Евгения Лемешонка. Он меня «сделал» как завпоста. Мы поставили «Чайку», «Обыкновенную историю», «Мою жизнь», грандиозные спектакли. Такого по масштабам не было до той поры. На «Липецкие театральные встречи» приезжали завпосты с огромным опытом. Старался у них взять максимум, узнать все до мелочей.

Человек на своем месте

Грачев работает по-военному слажено. И хотя творческие люди требуют особого подхода, к нарушениям дисциплины завпост относится особенно серьезно. За двенадцать лет работы его коллеги в театральных цехах стали настоящей командой. С такими — хоть в разведку.

— Приходит человек. Он мог работать где угодно, а должен стать машинистом сцены. То есть изучить оборудование, ставить декорации к спектаклю. И пока не пропустит через себя этот спектакль, не разберет-не соберет, не поймет, говорить о том, что он специалист — нельзя. То же самое с художниками по свету, звукорежиссерами.

Летчик-завпост в прошлом году помог со съемками для летной резиденции Деда Мороза. Кадры из ролика в театре теперь под грифом «секретно»: даже спустя год после премьеры нам не разрешили использовать видео в этой публикации: в 30-ти секундном ролике — вся интрига спектакля.

О военном прошлом Грачев не тоскует. А о статусности и важности двух своих работ может даже поспорить.

— Прошлое осталось в прошлом. Горжусь, что был летчиком. Это достойная профессия. Но и эта — тоже хорошая. Она редкая. В Липецкой области завпостов можно пересчитать на пальцах одной руки. Надо, чтобы театр принял. В летном деле, когда я нахожусь в воздухе, я должен принять быстрое, правильное, грамотное решение. Если я этого не сделаю, я просто погибну. И здесь приходится принимать решения. Новая постановка, новые взгляды.

В том, что и сейчас он на своем месте, Альберт Грачев не сомневается: «Казаки России» попросили его поехать с театром танца на гастроли в Кремль. Липецкий завпост шутит, что если и тут справится, это станет вершиной его карьеры.

 

Другие публикации: