Статьи за 2019 год:

Архив по годам:

Правнук Станиславского

"ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР» ОТ 20 МАЯ

Яркий, эффектный, грустный и смешной — премьерный спектакль «Неправда» стал своеобразным подарком к юбилею актёра Вячеслава Михеева от его друга, режиссёра Владимира Деля. 2 мая Вячеславу Владимировичу исполнилось 60 лет, 2/3 своей жизни он посвятил служению липецкой сцене. В его трудовой книжке лишь одна запись места работы — Липецкий академический театр драмы имени Л.Н. Толстого.

 

ИЗ ТАМБОВСКИХ

 

Вячеслав Михеев родился в семье тамбовских крестьян, которые пережили Гражданскую, Тамбовское восстание 1920-1921, когда его дед Михаил Павлович поддержал Антонова, коллективизацию, когда семью несколько раз раскулачивали, но они остались единоличниками, тяжёлые годы войны, когда суп из лебеды забеливали каплей молока единственной коровы-кормилицы. Вся эта семейная история незримо вошла в кровь и плоть будущего артиста, может, поэтому ему так удаются роли обычного русского мужика, через которые со зрителем как бы говорит вся история России.

 

— Мы жили в небольшой деревне Вельяминовке. Там даже Дома культуры не было. На какие-то яркие эмоциональные события жизнь была скудна. Помню похороны. Бабушка брала с собой на девять или 40 дней. Свечи. Монашки. Чтение священных книг. Атмосфера коллективного пребывания. Это меня завораживало. Если Троица — то праздник везде: в доме, на улице. Все это я помню по атмосфере, ощущениям. Помню рассказы старух. У нас вдов половина деревни. Я застал ещё землянки вместо домов. Странниц-приживалок, которые побирались по деревням. Они жили по несколько дней в домах, делились новостями и шли дальше со своими котомками и консервными высокими банками, в которых себе варили кашу. И все эти эмоциональные впечатления наслаивались и копились во мне.

ДВА РУКОПОЖАТИЯ ДО КЛАССИКА

 

В школе появилась склонность к литературе, выразительному чтению. Слава Михеев солировал в хоре. Самодеятельность его захватила так, что учиться даже некогда было. После 8 класса ехать один в училище искусств в Саратов Вячеслав не рискнул. Старшие классы оканчивал в Мичуринске. В середине 70-х в маленьком городке собралась столичная профессура, которая в провинции пересиживала очередные гонения. Именно тогда окончательно созрело решение — стать артистом. Признаётся, в Москву не поехал: с деньгами было сложно, да и «комплексовал фактурой — человек я маленький». Зато в Тамбове повезло с преподавателем. На режиссёрско-театральном отделении Тамбовского филиала Московского института культуры царила профессор Вера Александровна Сазонова.

 

— Когда мы пришли на первое занятие, она сказала: «Вы — правнуки Станиславского. Завацкий — любимый ученик Станиславского. Как сын. Я училась у Завацкого — внучка. А вы учитесь у меня — значит, правнуки». Можно сказать, через Веру Александровну у нас было два рукопожатия до классика. И хотя мы учились на культурно-просветительском факультете и в дипломе у нас значилось: «режиссёр театрального самодеятельного коллектива», мы все хотели учиться на артиста. Благодаря Вере Александровне «актёрское мастерство» стало главным предметом. Оттачивал мне это мастерство уже Владимир Михайлович Пахомов.

ЗАЖЕЧЬ АРТИСТА

 

30 июня 1980 года Вячеслав Михеев получил диплом об окончании института. И уже 1 июля был зачислен в труппу гремящего на весь Союз театра. Говорит, помог случай и горящие глаза. В Липецке в труппе Виталия Трескина, который руководил народной студией в ДК НЛМК (снесён в 2017 году. — Прим. ред.), готовил дипломный спектакль. Посмотреть на своего ученика из Тамбова приехала Вера Сазонова. Она-то и обратила внимание на афишу спектакля «А поутру они проснулись», где руководителем постановки был её однокурсник Иосиф Райхельгауз. Прославленный режиссёр в это время скрывался в Липецке от опалы столичных властей.

 

— У меня уже был прицел на Рязань. Но Вера Александровна предложила неожиданно: «А почему бы тебе не попробоваться к Пахомову». Я прочитал стихи, басню, драматический отрывок. Страшновато было. Но Пахомов был солнечным человеком, у него были горящие глаза, и эти горящие глаза он постоянно выискивал в артисте. Как у Шукшина: дай мне кусок янтаря, я уберу все лишнее и сделаю маленькую заколочку. Вот и Пахомов умел из артистов делать такие драгоценные заколки. Первая роль у меня была в революционном этюде «Синие кони на красной траве» по пьесе Михаила Шатрова. Драматург произвёл фурор в доперестроечной России. Ещё Брежнев жив, Горбачёва в помине нет, но Шатров уже чувствовал ветер перемен. Это была пьеса дискуссий, нового отношения. И там среди участников диспутов 20-х годов нашёл себе роль и я. Я ещё в театре не работал. После репетиций у Трескина прибегал вечером к Пахомову. Наблюдал. Однажды спросил: «Можно, я выйду на сцену?». Мне говорят: «Попробуй». Я принёс старое пальтишко, шапку. Взял крендель. Крендель Пахомову очень понравился, и он меня выпустил на сцену.

ВАСИЛИЙ ТЁРКИН

 

Звёздным спектаклем для театра Толстого стал «Василий Тёркин», где одну из ролей сыграл Вячеслав Михеев. Художниками спектакля были Владимир Макушенко и Ольга Твардовская, дочь поэта.

 

— Пахомов поставил идеальный спектакль, как у Шекспира. Расстелили плащ-палатку. На сцену вышли семь Тёркиных, как семь граней характера русского человека. Спектакль ставили на авансцене. В двух метрах от нас сидели зрители. Из декораций — ящик со снарядами. Остальное — актёрское мастерство. На премьеру приехали дочери Твардовского, Ольга и Вера. Они плакали. Сказали, если бы отец увидел спектакль, он бы порадовался. В театре Моссовета Твардовскому не очень нравился «Василий Тёркин». Когда с этим спектаклем мы приехали в Вологду на фестиваль «Голоса истории», мы спутали все карты жюри, так как выступали в последний день, все места вроде как бы распределены. Говорили: «Ну, что покажет Липецк». А мы показали. Наш спектакль был отмечен. Были награждены актёры. Потом было выдвижение на Государственную премию, но что-то не получилось. «Василий Тёркин» — один из выдающихся пахомовских спектаклей, где мне посчастливилось сыграть.

 

В копилке Вячеслава Михеева 100 ролей. 18 мая в музее-усадьбе Чехова открылся XX Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна». В этом году Липецкий академический театр участвует в нем со спектаклем Владимира Деля «Неправда». Роль в нём стала 101-й и одной из блистательных для Вячеслава Михеева.

 Текст: Наталья Горяйнова 


Другие публикации: