Статьи за 2010 год:

Архив по годам:

Путь пилигрима

"Театральный мир" №1 январь 2010 года

Один из старейших и известнейших театров русской провинции — Липецкий государственный академический театр драмы им. Л.Н. Толстого, больше тридцати лет возглавляемый Владимиром Пахомовым, — осиротел, оставшись без своего легендарного художественного руководителя. В.М. Пахомов, народный артист России, дважды лауреат Государственной премии России, исследователь творчества А.П. Чехова, стоявший у истоков чеховского фестиваля «Мелиховская весна» и создавший фестиваль «Липецкие театральные встречи», в последние годы тяжело болел. Эпоха Пахомова закончилась, как это ни грустно, как закономерно заканчивается эпоха каждого, даже самого великого режиссера. Но Липецкий академический театр, который долго и любовно строил В.М. Пахомов, остался. Его успех на фестивале «Герои Гончарова на современной сцене» в Ульяновске со спектаклем «Обыкновенная история» в режиссуре Сергея Бобровского — свидетельство того, что кризис этого театра преодолевается.

Сергей БОБРОВСКИЙ, новый главный режиссер Липецкого государственного академического театра драмы им. Л.Н. Толстого, родился в небольшом сибирском городке Белово, в Кемеровской области, до армии жил в малюсеньком сибирском поселке Урал Рыбинского района Красноярского края. Служил в Новосибирске, а потом оказался в Рязани, где десять лет работал в монтировочном цехе Рязанского театра драмы. Уже 30-летним, хорошо знающим жизнь театра изнутри человеком поступил в Рязанский филиал Московского института культуры на факультет режиссуры любительского театра, после второго курса отправился в Щукинское училище на режиссерский факультет к Л.Е. Хейфецу. Закончив «Щуку», преподавал режиссуру в Рязани, выпустил два своих курса. Параллельно с 1998 года ставил спектакли в разных городах. Первым его режиссерским опытом стал моноспектакль «Акт» в новосибирском театре «Старый дом» с потрясающей актрисой Ириной Серебровской, которую называли сибирской Джульеттой Мазиной. Маленькая, глазастая актриса-клоунесса рассказала в «Акте» о болезни и призвании по имени «Театр». Этот спектакль стал событием не только в Сибири, он получил множество премий на международных фестивалях. Стал он событием и для режиссера, встретившего не только свою актрису, но и театр, с которым дружит уже 12 лет. С 2003 по 2008 год Сергей был главным режиссером Бииского городского театра. А с 2008 года является главным режиссером Липецкого академического. К настоящему времени поставил около 40 спектаклей в разных театрах страны. Кроме того, является худруком Липецкого курса РАТИ (ГИТИС).

— Сергей, как случилась ваша встреча со знаменитым Липецким театром?

— В начале 2008 года мне позвонил начальник управления культуры Липецкой области Ф.И. Жиляев и предложил встретиться. Через месяц мы провели переговоры в Новосибирске, и мне предложили возглавить Липецкий академический театр. Кроме Ф.И. Жиляева на переговоры прилетела вице-губернатор Липецкой области Л.В. Куракова.          

Скажу, что это было неожиданно. Позднее я понял, что это было правильно, учитывая специфическую ситуацию, возникшую в академическом театре в связи с уходом из жизни прежнего худрука В.М. Пахомова. На художественную власть в театре претендовал «ближний круг», не вполне устраивавший коллектив театра и руководителей области. Значит, требовался кто-то со стороны. Я этим кем-то и оказался. Но я не знал о Липецком академическом театре ничего, поэтому не торопился с решением, предполагая, какие могут быть проблемы с коллективом после 30 лет единоначалия. Появился я в Липецке только в июле 2008-го. И только когда сам увидел и ощутил все, что там происходит, дал согласие. В день начала войны в Осетии и начала Олимпийских игр в Китае (знаменитые «магические три восьмерки») мы подписали контракт. Совершенно неожиданный поворот в жизни и работе был для меня в каком-то смысле предопределен. Мой день рождения совпадает с датой рождения Льва Толстого по старому стилю, и в Бийске пять лет назад один астролог мне предсказал, что в 2008 году я уже не буду жить в Бийске и работа моя каким-то образом будем связана с именем классика. А ведь так и случилось!

— Как  сложились   ваши   отношения   с   коллективом? Как чувствуете себя в Липецком театре?

— Началась работа, которую я очень люблю и которой много. Коллектив Липецкой академии работоспособен. Более того, изголодался по работе. Не хочется давать оценку своему труду, для меня главное — быть полезным для театра на этом этапе. Все мои личные амбиции связаны с успехами театра. Мало того, если я почувствую, что перестаю питать творческий процесс, постараюсь отойти в сторону, уступив место тем, кто будет полезнее театру. А пока мы работаем с наслаждением. Могу погордиться: у нас в театре нет интриг, разрушающих процесс. Наш тандем с директором театра Л.Г. Должиковой выстроен на доверии. Могу абсолютно искренне утверждать, что на новом месте чувствую себя комфортно. Я люблю свою работу, а для любви важна взаимность. Ответное чувство я получаю и от коллектива, и от зрителей.

— Липецкий театр известен в России, пользуется репутацией театра с давними крепкими традициями. Это помогает или мешает?

— О Липецкой академии создано множество мифов: об огромных зарплатах, о сказочных гонорарах, об уникальной творческой ситуации, о просветительской миссии театра и т.д. и т.п. На мой взгляд, если это и существовало, то очень давно. В первый сезон мы вынуждены были списать 50 спектаклей по причине их антихудожественности, точнее говоря традиционной архаики. Зарплаты и гонорары средние. Что касается традиций, то они остались. Прежде всего уважительное отношение к делу, которому мы служим. Это чувствовалось в коллективе с первых дней моего появления в театре. Думаю, это главная ценность на сегодняшний день. По наследству от В.М. Пахомова остался фестиваль
«Липецкие театральные встречи». В этом году мы провели 25-е «Встречи», по традиции связанные с именем А.П. Чехова. На мой взгляд, эта традиция себя исчерпала, и правильнее было бы связать ее с именем Л.Н.Толстого, чье имя носит наш театр. И, оставив название «Липецкие театральные встречи», мы планируем их переформатировать. Декларируемое В.М. Пахомовым обращение к классике остается генеральной стратегической линией театра. Эта линия близка мне, и думаю, она необходима любому мыслящему человеку.

— Какова реальная ситуация в театре сегодня и каковы планы на будущее?

— Самое главное, на мой взгляд, произошло: состоялась наша встреча с актерами. Мы очень быстро смогли поймать волны друг друга. Работа (а ее сейчас очень много) нас объединила. Я чувствую, что в творчестве мы честны друг с другом.

Александра ЛАВРОВА

Другие публикации: