Статьи за 2010 год:
Архив по годам:
|
Из статьи «Страна Гончарова/III Всероссийский фестиваль "Герои Гончарова на современной сцене"»
Журнал "Страстной бульвар,10" №5-125/2010
|
Для постановки «Обыкновенной истории» Сергей Бобровский, главный режиссер Липецкого академического театра драмы им. Л.Н.Толстого, год назад приглашенный в театр после ухода из жизни легендарного Владимира Пахомова, заказал новую инсценировку (ее автор М.Смоляницкий). В результате на сцене возникла не привычная нам история противостояния деревенской наивности и столичного прагматизма, главная в канонической пьесе В.Розова, а история гибели живой души в чуждом ей бесчувственном пространстве имперского города, выморочного, холодного, символизирующего дьявольское начало. Причем жертвой «тяжелозвонкого скаканья по потрясенной мостовой» становится не только прелестный Сашенька Адуев (молодой актер Евгений Азманов рисует поистине ужасающее разрушение личности), но и его дядя (в жестком и сосредоточенно-скорбном исполнении Владимира Кравченко Адуев-старший не циничный сибарит и тем более не монстр, хотя длинные заостренные фалды его фрака выглядят весьма инфернально), и юная тетушка, поистине поначалу напоминающая ангела (Маргарита Ромнова), и маменька, сраженная изменениями, произошедшими с ее чадом (Зинаида Румянцева). Своя история разбитой любви и разрушенных надежд у разлученных против воли Евсея, комердинера Александра (Владимир Борисов), и красавицы ключницы Аграфены (Мария Колычева), которую искушает разбитной дворник-пьяница Архипыч (Максим Дмитроченков). Режиссер вместе с художником Евгением Лемешонком (Новосибирск) создали эпическое, многоплановое холодное полотно, в котором звучат мотивы других романов Гончарова, явственны темы Пушкина, Толстого, Достоевского, но при этом произведение это современное – и по театральному языку, и по актуальному высказыванию. Есть здесь и гротесковые сцены и фигуры. Рядом с юношей Адуевым (или неподалеку от него) постоянно живет своей жизнью безмолвное фантастическое существо с изломанной пластикой (в переводе на реалистический язык программки – Юродивый Петр – Александр Скачков). Изменения ли души Сашеньки Адуева, развитие его «болезни» – низменных инстинктов и страстей – символизирует оно или упрек, осуждение – так или иначе, но отвлекающее поначалу, потом оно принимается как ирреальная, но явная параллель происходящего с главным героем. Прием не нов, но в контексте фантастического города Петербурга органичен. Можно порадоваться за театр, в который пришел режиссера с твердой рукой и тонкой душой, умеющий работать с большим пространством, обладающий способностью подробно выстраивать психологический и формальный рисунок каждой роли. «Обыкновенная история» – спектакль ансамблевый и полифонический, да и просто интересный, напряженный, несмотря на немалую, несовременную продолжительность – четыре часа.
|