Статьи за 2015 год:Архив по годам: |
«Чехов говорил, что мы счастливы либо прошлым, либо будущим. В настоящем счастья нет», – с такими словами встречает свой юбилей одна из самых титулованных актрис Липецкого государственного академического театра драмы имени Льва Толстого. В ближайшую пятницу, 26 июня, на свой бенефис зрителей приглашает народная артистка и лауреат Госпремии России Ольга Александровна Пахомова (Овчинникова) 14 июня, в свой день рождения, Ольга Александровна получила поздравление от одного из самых ценных и авторитетных для неё коллег по цеху – Иосифа Леонидовича Райхельгауза. – Он не просто знаменитый московский постановщик, он – настоящий человек-театр! – именинница отзывается о своём товарище исключительно в превосходных тонах. – Его поздравление я обязательно помещу в рамочку и поставлю на стол. Для меня пожелания Иосифа Леонидовича особенно дороги, поскольку он внёс неоценимый вклад в мою творческую историю. Райхельгаузу – тогда уже весьма известному режиссёру театра «Современник» – меня, начинающую артистку, представил мой наставник, а ныне профессор Щукинского училища Владимир Петрович Поглазов. Это знакомство оказалось судьбоносным: мудрый и талантливый педагог, желая сам того или нет, предопределил мой жизненный путь. Именно Иосиф Райхельгауз порекомендовал меня художественному руководителю Липецкого театра драмы Владимиру Михайловичу Пахомову на роль в «Чайке». Моя благодарность и любовь навеки с этими людьми. В штат академического театра драмы имени Льва Толстого выпускница Московского театрального училища имени Бориса Щукина Ольга Овчинникова была принята 13 апреля 1981 года. Её дебютом на липецкой сцене стала роль Нины Заречной в «Чайке» по одноимённому сочинению Антона Павловича Чехова. Липецкие театралы помнят, насколько точно молодой актрисе удалось передать психологический портрет центрального персонажа пьесы: пылкой, порывистой, искренней в любви и стойкой перед ударами судьбы женщины. Сценическое амплуа Ольги Александровны на долгие годы сформировалось благодаря её блистательному воплощению образа главной героини классического чеховского драматургического текста. Тот спектакль вошёл в сокровищницу отечественного театрального искусства и стал жемчужиной фестиваля «Мелиховская весна». В мае 1988 года на пленэре в Мелихово постановку снимало Центральное телевидение, выпустив вскоре на голубые экраны имевший большой резонанс фильм-спектакль. Впоследствии знаменитая пьеса Чехова вернулась на липецкие подмостки, и Ольга Александровна Пахомова (Овчинникова) играла уже Ирину Николаевну Аркадину. По словам самой артистки, события чеховского сюжета отчасти перекликаются с её собственной биографией, ведь любой артист, начиная новую работу, ищет подобные совпадения с ролью. – «Чайка» – несомненно, основополагающее для моей артистической карьеры произведение, – утверждает Ольга Александровна. – Всё влияет на всё, как говаривал наш коллега, ветеран Липецкого театра драмы заслуженный артист РСФСР Георгий Бессчётнов. Не случись со мной «Чайки», я была бы другой. К тому же тот спектакль изменил и судьбу музея в деревушке Мелихово. Наша «Чайка» стала дебютной постановкой пьесы, полностью прозвучавшей и сыгранной там, где сам Антон Павлович Чехов впервые прочитал её своим родным и друзьям. В Соединённое Королевство приезжают посетить шекспировские места, побывать на театральном фестивале имени английского классика. В России же с некоторых пор почитатели высокого сценического искусства спешат в Мелихово, в Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Чехова. В контексте влияния на язык театральной драматургии Чехов и Шекспир – величины сравнимые, их фигуры в театральном мире стоят рядом. Тот отзвук из 80-х годов откликается трогательными воспоминаниями и в душе других актёров, стоявших тогда на сцене. Многим из них уготовано было играть здесь же много лет спустя. Мы прошли удивительный путь паломников длиной в четверть века, чтобы опять примерить на себя чеховские костюмы. «Чайка» снова влетела к нам в театр уже благодаря нынешнему главному режиссёру Сергею Александровичу Бобровскому. К сожалению, мне роль досталась в силу трагических обстоятельств. Погибла актриса – заслуженная артистка России Ольга Мусина, занятая в роли Аркадиной. Чтобы не отменять запланированные показы, требовался срочный ввод: в театре подобное происходит время от времени. Поскольку я неплохо знала пьесу, мне было легче сориентироваться. Сейчас спектакль уже снят с репертуара. Действительно, сложно переоценить наследие Антона Павловича в контексте становления липецкого театра. «Чайку» с любовью оживляют в воспоминаниях и другие участники постановки Владимира Пахомова. Так, старинный соратник Ольги Александровны по ремеслу заслуженный артист России актёр и режиссёр Николай Петрович Чебыкин сохранил в душе исключительно романтическую атмосферу тогдашних репетиций. – Мне хорошо запомнилось то общее ощущение лёгкости и азарта, с которыми мы репетировали ту самую первую «Чайку», – рассказывает исполнитель роли Медведенко Николай Чебыкин. – Была отличная компания, задор, молодость. Замечательное время! А ещё наша сегодняшняя юбилярша была моей партнёршей в спектакле по пьесе Генрика Ибсена «Кукольный дом». Что в «Чайке», что в «Кукольном доме» меня задействовали в качестве вводного артиста, и Ольга Александровна всегда рада была протянуть руку помощи. Невозможно в точности воспроизводить мизансцены предыдущих исполнителей ролей, но с ней мне оказалось довольно просто адаптироваться. Так, Ольга Александровна неизменно была готова подстроиться под меня, что-то подсказать. В этом смысле она очень надёжный партнёр. К тому же как профессионал Ольга Александровна отличалась старательностью, тщанием к деталям, восприимчивостью к критике и способностью к диалогу. При том, что она много добилась – народная артистка, лауреат Госпремии – это никогда не застило глаза ей в артистическом смысле. Доброта и отзывчивость – пожалуй, самые замечательные черты натуры этой актрисы. И все эти качества с годами никуда не делись. О дипломатичности и такте Ольги Пахомовой в один голос говорят и её вчерашние студенты – выпускники курса РАТИ ГИТИС, созданного на базе Липецкого академического театра. Ольга Александровна была педагогом по актёрскому мастерству и сценической речи, а также художественным руководителем курса. Впрочем, на преподавательскую деятельность у неё весьма своеобразный взгляд. – Я не люблю учить, – откровенничает наша собеседница. – Но стараюсь учиться всегда и везде. Во мне очень часто видели педагога. Возможно, это из-за того, что мне просто повезло с дочерью. С дочерью Ольге Александровне, без сомнений, повезло. Как и дочери с мамой. По крайней мере, с выбором профессии Елене Олениной (Митченковой) было определиться, возможно, значительно проще, нежели сверстникам. Живущая ныне в столице Оленина – заслуженная артистка России, лауреат Литературной премии имени Бунина, актриса театра и кино, режиссёр, доцент РАТИ ГИТИС и ИСИ, драматург. Вряд ли столь много удалось бы добиться без материнского совета и опеки. Рождение Елены и своего внука Ольга Александровна считает главными событиями в жизни. Есть и ещё один человек, не упомянуть которого в данной связи невозможно. Это Владимир Михайлович Пахомов. В браке с художественным руководителем Липецкого академического театра драмы Ольга Александровна прожила двадцать два года. Выдающийся театральный деятель отдал липецкой сцене тридцать 30 лет и ещё при жизни стал настоящей легендой. – Владимир Михайлович Пахомов – это режиссёр, который мог поставить гениальный спектакль, собрать уникальную труппу и построить театр европейского уровня, – вспоминает о супруге артистка. – О себе он говорил так: «Я – дерево, которое само себе копает яму, сажает, растит, поливает и удобряет, а плоды достаются другим. А я иду дальше копать и сажать себя, потому что я – дерево». Владимир Михайлович Пахомов – это масштаб, который в театральной истории города и области вряд ли повторится. – Вы знаете, что Чехов не любил называться писателем? – продолжает Ольга Пахомова. – А великий режиссёр Георгий Товстоногов называл себя (и, кстати, Владимира Михайловича) – строителем Театра. На могиле нашего друга, театрального критика Татьяны Шах-Азизовой, недавно ушедшей, будет написано – Человек Театра. Думаю, именно так надо относиться к своей профессии. Мой личный дискурс с театром – вещь сугубо интимная. И главное здесь – непосредственно творческий процесс, интереснее ничего нет! Но об этом занятии не рассказывают. Или, рассказывая, морочат другим голову... Театр – это ступени вверх. И то, во что верите вы, – одна из ваших ступеней в любимый вами мир. Меня навсегда захватил волшебный мир драматургии. В числе любимых театральных авторов – современный классик Семён Злотников. Семён Исаакович – настоящий гигант драматургии. С Антоном Чеховым уже не поговоришь, а с Семёном Злотниковым можно! Это невероятное ощущение! Сейчас читаю удивительного автора Майкла Ньютона. Спасибо говорю как раз Семёну Злотникову: он когда-то рассказал нам с Володей о книге, сейчас текст переведён на русский. - А вообще на вопрос о своём самом главном источнике вдохновения вслед за Фаиной Георгиевной Раневской хочется повторить: Александр Сергеевич Пушкин, – улыбается Ольга Александровна. – Хотя стихи в мою жизнь приходят и уходят, как погода, как настроение, как люди… Иногда, услышав что-нибудь, срочно записываю на любом подвернувшемся клочке бумаги – авось, вернусь и уже не наспех уложу в памяти. Но, к сожалению, чаще первое мимолётное ощущение и оказывается главным. Каждый слышит, как он дышит, – заключает нетленной строкой из Булата Окуджавы артистка. 26 июня в 19.00 Липецкий государственный академический театр драмы имени Льва Толстого приглашает всех поклонников таланта Ольги Александровны на её праздник! На бенефисе актрисы покажут спектакль «Божьи одуванчики», также вас ждёт и поздравительная часть. С юбилеем! Роман Хомутский Другие публикации:
|