Статьи за 2015 год:Архив по годам: |
"АиФ" пообщался с режиссером постановки "Мой бедный Марат" Николаем Чебыкиным. На днях в Липецке состоялась громкая премьера спектакля «Мой бедный Марат». Мы пообщались с режиссёром постановки, заслуженным артистом России Николаем Чебыкиным. Не хотим забывать – Николай Петрович, на премьерный показ вы пригласили ветеранов. Как они восприняли постановку? – Спектакль вместе с антрактами шёл почти три часа. Многие просто физически устали, но всё равно ушли довольные. Они говорили, что постановка им очень понравилась. И это было видно по тому, как у них блестели глаза, как живо они комментировали всё, что происходило на сцене – и то, какие у актёров валенки, и то, как горит печка. Переживали за героиню – выйдет она замуж или нет. И всё это, представляете, в полный голос. Для нас это было непривычно, а они, в общем–то, жили своей прежней жизнью. Это было даже умилительно. – Выступать перед таким особенным зрителем, наверное, большая ответственность? – Да, и дополнительное волнение. Многие из ветеранов плохо видят, ещё больше – плохо слышат. Поэтому артисты вынуждены были говорить чуть громче, чем обычно, чтобы зритель не переспрашивал. Но мы рады, что смогли подарить нашим дорогим ветеранам такой праздник. – А какой праздник на 9 Мая подарила им вся страна! Что вы почувствовали, когда увидели, как по улицам с фотографиями своих родственников–фронтовиков идут толпы людей? – Радость, небывалый эмоциональный подъём: люди вышли на улицы, значит, они помнят, они не хотят забывать, и открыто говорят об этом всему миру. Мы действительно народ–победитель. – Не кажется вам, что чем больше на нас давят, тем сильнее мы становимся? – Так это всегда было. Чем сильнее действие, тем круче противодействие. Понятно, что есть страны, которые уже давно таят на нас обиду. Хотя, по сути, мы ничего им не сделали, но в своей несостоятельности всегда проще винить кого–то, только не самого себя. Просто сейчас, к великим датам, их голоса звучат громче, они сливаются в единый хор, у которого, конечно, есть свои дирижёры, люди, руководящие этим процессом. Как на это реагировать? Да никак, к этому надо просто спокойнее относиться. Напрямую – к сердцу – Сегодня ветеранам приходится проходить через ещё одно испытание. Мы говорим о поднимающем голову фашизме… – В основе фашизма – национализм. А национализм – это болезнь души. Всегда есть люди, оскорблённые, как им кажется, другими людьми: сосед живёт лучше меня, и он в этом виноват. – Но ведь с этим как–то надо бороться? – Бороться с этим можно только с помощью культуры. Потому что мозг таких людей вылечить нельзя. А культура напрямую идёт к сердцу. Помочь ощутить другого человека как самого себя, понять его может только искусство. Ничего другого человечество не придумало. Я слышал, в Англии, например, детей лечат нашими советскими мультиками. Я в это охотно верю. И мне печально, что у нас перестали их показывать, также как хорошее отечественное кино. Оно есть, но посмотреть его негде. Вы посмотрите, что идёт в кинотеатрах – американские блокбастеры. Такие фильмы могут быть хорошо сняты, но мысль в них очень простая. Она рассчитана на афроамериканского подростка. Но ведь мы всю жизнь питались от другой музыки, от других фильмов. И эту, нашу исконно–русскую культуру, надо возрождать. Надо строить театры, концертные залы, расширять библиотеки, печатать книги. – Разве за прошлый год ничего в этом плане не изменилось? – Несомненно, какие–то подвижки есть. Слава Богу, что хотя бы объявляют Год культуры, Год литературы. Но заниматься этим нужно всегда, а не раз от разу. И заниматься этим должны все – и общество, и государство. Я думаю, что каждый родитель может выделить десять минут в день, чтобы почитать своему ребёнку книжку. С этого всё и начинается. А дальше к процессу воспитания культурного человека должно подключаться государство. Без этого никак. Так повелось, что Россия – чиновничья страна, это наша особенность, и её надо учитывать. – Но проблема в том, что не все чиновники на местах понимают значимость культуры для общества… – Природа человека такова: чтобы что–то осознать, это «что–то» надо потрогать, понюхать, погрызть. А культура – она эфемерна. Поэтому многим кажется, что мы без неё проживём. Не проживём, потому что культура влияет абсолютно на всё! Она есть в каждой человеческой деятельности. И то, что ракеты падают, а корабли тонут – это всё от бескультурья. Ещё меня огорчает, что, как говорил Гамлет в пьесе Шекспира, «распалась связь времён». А это может привести к трагедии. И лекарство здесь тоже только одно – культура. Только она может сплотить нацию. Другие публикации:
|