Статьи за 2015 год:

Архив по годам:

«Я абсолютный идеалист»

"Липецкая газета" от 11 апреля 2015 года

Максим Дмитроченков не нуждается в особом представлении. Достаточно назвать его самые яркие работы на липецкой сцене — Фетисов в «Полковнике-птице», Тригорин в «Чайке», Иван в «Смерти Ивана Ильича». Необычные, многоплановые образы, созданные актером в спектаклях Сергея Бобровского, нашли самый живой отклик и у публики, и у критиков на престижных международных театральных фестивалях. Сегодня Максим Дмитроченков — гость «Липецкой газеты».

— Максим Александрович, до переезда в Липецк у вас всё неплохо складывалось в Рязанском областном театре драмы — интересные роли, признание... Что подвигло вас сменить город и труппу?

— Я скажу так: в творческом плане у меня нигде и никогда не возникало проблем. Но я ещё несу ответственность за семью, у меня двое детей, и в тот момент возникли определенные бытовые трудности, которые необходимо было решать. Поэтому предложение Сергея Бобровского переехать в Липецк поступило как нельзя вовремя. Мы были знакомы по совместной работе в Рязани. Всё сложилось очень удачно, я сразу попал в гущу интересной работы. Правда, бытовые проблемы окончательно ещё не решились, но я сохраняю оптимизм.

— Ваша липецкая визитная карточка — это, безусловно, роль Фетисова в «Полковнике-птице». Что вдохновляло вас на работу над этим необычным персонажем?

— На мой взгляд, это гениальнейшая пьеса, до конца ещё не осмысленная современной критикой. По всему миру мы переживаем сейчас период бунта личности против системы и любого общественного устройства. К чему это приведет, пока ещё окончательно не ясно, но земля кипит. Герой Бойчева из числа таких борцов. Нельзя однозначно сказать, кто он и за кого. Это такой абсурдистский протест человека, доведённого до отчаянья.

Когда сегодня на Украине бомбят города и села с живущими в них людьми, которые всю свою жизнь только и делали, что платили налоги своему государству, — куда ещё дальше? И самое ужасное, скорее всего, никто не понесёт ответственности за тысячи погибших. Убийство одного человека сразу вызывает шум, а тысячи жертв — это всего лишь сухая статистика. Мне очень близок гуманистический посыл пьесы Бойчева. Нельзя прийти к счастью в одиночку, сила в единстве, только так можно решить наши проблемы.

— Христо Бойчев приезжал на премьеру «Полковника-птицы» в Липецк. Как оценил он вашего героя?

— Он говорил, что мой полковник ему напоминает Хлудова из «Бега» Булгакова, в фильме его играл Дворжецкий. Это почетный отзыв для меня. Христо так понравился наш спектакль, что он пригласил нас показать его в своём родном городе и в Софии. Болгарские зрители также принимали «Полковника-птицу» очень живо и тепло, никакой разницы восприятия, языкового барьера не чувствовалось. Эта тема волнует каждого в современном мире.

— Классический репертуар вам так же интересен, как современная драматургия?

— Конечно. Все мои герои мне дороги в равной степени, ведь душу вкладываешь в каждого. При этом все они абсолютно разные. Очень сложно было работать над «Смертью Ивана Ильича», это такое большое обобщение человеческой жизни одним широким толстовским мазком. Но иметь дело с таким замечательным глубоким текстом невероятно интересно. Играя классику, ты словно находишься под защитой авторов, их таланта и авторитета.

— Что помогает вам находить верный подход к столь не похожим друг на друга образам?

— Когда приступаешь к работе, сразу мир сужается, внутри словно открываются какие-то локаторы, фокусирующиеся на твоём персонаже. Начинает сыпаться какая-то информация. Её отбор происходит иррационально, интуитивно. Сейчас, с появлением Интернета, погружаться в образ стало ещё проще, можно бесконечно бродить по лабиринтам смыслов.

Ещё я играю в «следователя». Мой персонаж — это подозреваемый, который совершил то-то и то-то. Дальше начинаешь выстраивать цепочку событий, идешь в его жилище, наводишь справки о нём по месту работы, у друзей и знакомых. Проводишь полноценное расследование поступков героя, изучаешь его мотивацию, ищешь вещественные доказательства. Так постепенно из мелких кусочков складывается цельный, наполненный смыслом персонаж. Он объемный, дышит моими лёгкими. Играя его, не испытываешь тяжести. Ты понимаешь, оправдываешь его, сливаешься с ним всем своим существом. Если зритель, не видя границы между актёром и его героем, верит происходящему на сцене, значит, всё сделано как надо. В принципе, в этом и заключается система Станиславского.

— Ваш Тригорин в чеховской «Чайке» человек очень непростой, иногда малоприятный, подчас жестокий и безжалостный к окружающим. Как вы оправдываете его поступки?

— Как мне кажется, мы удачно нашли образ творца. Леонардо тоже хладнокровно резал живую плоть, изучая строение тканей. Творчество на грани патологии. Тригорин везде ищет душу в материи, расщепляет её, анализирует. Естественно, он может безжалостно препарировать человека на части, даже не заметив этого. Да, конечно, он эгоист, но преданный своей идее. Такие люди неприхотливы в личной жизни, они могут обидеть человека не со зла, а просто потому, что у них приоритеты высшего порядка. А человек хочет участия, эмоций. Возникают противоречие и конфликт…

— Знаменитая сцена с рыбой, иллюстрирующая холодную безжалостность Тригорина, вызвала весьма неоднозначную реакцию у липецкой публики…

— Её бы всё равно ждала незавидная участь на сковородке. Купленной на рынке рыбе, увы, мы ничем бы не смогли помочь. А так получился важный штрих к образу, интересное противопоставление «чайки» и рыбы. Когда мы играли «Чайку» в Мелихово, то там рыбу специально вылавливали из соседнего пруда и в него же отпускали после спектакля.

— Раз уж мы вспомнили про фестивали, скажите, какие впечатления дают актёрам такие выезды со спектаклями, насколько отличается реакция публики?

— Полезно бывает проверить реакцию незнакомой публики. Для меня всегда удивительно, как за сотни, тысячи километров от дома устанавливается теснейший контакт со зрителем. Сцена, возраст аудитории подчас не имеют значения. Зрители воспринимают спектакль так, как и было задумано. Это очень важно для нас, значит, все смыслы поняты, акценты расставлены верно.

Запомнилось, как в Архангельске мы играли «Смерть Ивана Ильича» в огромном театральном комплексе с непривычной акустикой. Требовались большие усилия, чтобы его обжить. Но поддержка зала просто поразила и дала нам новые силы. Незабываемы болгарские гастроли и тёплый приём иноязычных, но всё понимающих зрителей.

— У вас актёрско-режиссёрское образование. Пробовали ли себя в качестве постановщика?

— Пробовал и пробую. Я такой часто играющий режиссёр. Сейчас мы делаем на малой сцене сложную работу по рассказу Достоевского «Сон смешного человека». Я и ставлю, и играю. Если «Иван Ильич» заканчивается тем, что человек умирает и понимает, что там свет и смерти нет, то здесь своего рода философское продолжение этой темы. Это как послание Достоевского человечеству, он ставит беспощадный диагноз духовному состоянию современного общества. Очень точными, ёмкими предложениями выражает нашу действительность. «Когда они стали преступны, то изобрели справедливость и предписали себе целые кодексы, чтоб сохранить её…». Как же всем нам вернуться к счастливому, гармоничному состоянию? Вот об этом будет мой новый спектакль.

— Вы думаете, возвращение в «век невинности» реально?

— Надеюсь, что да. Достоевский сам сомневается в этом, но другого пути у нас нет. Я в этом плане абсолютный идеалист. Верю во все вечные истины, хотя эту веру очень сложно не растерять в нашей жизни. Хочу обратиться к нашим любимым зрителям. Мы живем в непростое время, когда приходится выбирать между хлебом и зрелищем. Но, пожалуйста, найдите возможность хотя бы раз в месяц прийти в театр. Вы поймёте, что не хлебом единым жив человек. Мы такие же, как вы, у нас есть много что сказать друг другу. От этого единения на пару часов мы все станем сильнее.

— Ощущаете себя липчанином?

— Если в городе есть река, я уже люблю его. В моем возрасте, вспоминая географию передвижений по стране и за рубежом, понимаешь, что везде хорошо, солнце везде одинаковое, главное — душевное спокойствие и гармония. Сейчас у меня начался новый, интересный этап жизни. Мы с семьей купили домик в деревне, и я с удовольствием отдаюсь аграрным работам, простым радостям сельской жизни, получая от всего этого колоссальное удовольствие. Земля лечит душу.

— Какими ролями порадуете поклонников в новом сезоне?

— Летом начну репетировать Тартюфа, так что отпуск пройдет под знаком Мольера.

P.S. «Липецкая газета» поздравляет Максима Дмитроченкова с пятидесятилетием и приглашает липчан на его юбилейный бенефис — 17 апреля в 19.00 будет показан спектакль «Полковник-птица»/

Сергей Малюков

Другие публикации: