Статьи за 2013 год:Архив по годам: |
Международный день театра труппа Липецкого государственного академического театра драмы имени Льва Толстого отметила новым спектаклем. Незадолго до праздника состоялась премьера постановки Сергея Бобровского пьесы Антона Чехова «Дядя Ваня». Традиционно в мае академический театр участвует в фестивале «Мелиховская весна», и «Дядю Ваню» скоро представят публике в естественных декорациях чеховской усадьбы. Отсюда и выбранный главным режиссёром театра камерный формат постановки — в Липецке спектакль идет на малой сцене. Такой приём позволяет публике глубже проникнуться атмосферой провинциальной жизни чеховских персонажей. «Дядя Ваня» — одна из самых известных пьес Чехова, её охотно ставят и в России, и за рубежом. Однако Бобровский сумел найти в классическом тексте нечто своё. Его спектакль не о нелепых метаниях «чудаков-интеллигентов» конца позапрошлогого века, а о том, что происходит с родиной и с нами сегодня. В усадьбе дочери от первого брака отставного профессора Серебрякова (Михаил Янко) собралась странная компания. Елена (Анастасия Абаева), молодая красавица-жена элегантного стареющего профессора, лениво наблюдает за тем, как пытаются флиртовать очарованные ею мужчины. «Красивый, пушистый хорек... Вам нужны жертвы!», — точно подмечает её сущность доктор Астров (Андрей Литвинов). Еще несколько лет назад он мечтал изменить мир к лучшему, а сейчас мужчина в самом расцвете сил каждый день пьёт горькую, сетуя на серость будней, низость человеческой сущности и капризы пациентов. Похоже, природа ему куда приятнее и ближе окружающих его людей. В Астрова трепетно и безнадёжно влюблена хозяйка усадьбы Соня (Александра Громоздина), отнюдь не красавица, но милая, искренняя девушка. Искушенному жизнью Астрову не интересны её неумелые признания. Гораздо больше его забавляет флирт с супругой Серебрякова. Несчастную Соню как может утешает няня (Людмила Коновалова). В Елену влюблён и «Дядя Ваня» Войницкий (Владимир Борисов), сын Марии Васильевны (Елена Гаврилица), матери первой жены профессора. Умный, тонкий, талантливый и при этом нелепый и безвольный неудачник Дядя Ваня вызывает у «роскошной хищницы» лишь жалость, ей ни к чему его «порывы и объятья». Компанию обитателей старой усадьбы дополняет рябой приживала Вафля — обедневший помещик Телегин (Николай Чебыкин). Вместо красивых иллюзий, навеянных в молодости книгами, — безжалостная реальность, грязь и прочие «свинцовые мерзости» бытия. Настоящую любовь заменяют интрижки, которых стыдишься уже на следующее утро, а с невостребованностью и невозможностью изменить свое место в мире помогает смириться алкоголь. Так бессмысленно проводят свою жизнь чеховские герои, мечась в сомнениях, страдая, но не предпринимая ничего, чтобы раз и навсегда всё поменять. Все персонажи пребывают в бесконечной «мерехлюндии» (меткое словечко, придуманное Чеховым для обозначения хандры) и только Соня со свойственным юности оптимизмом ещё надеется «услышать ангелов, увидеть небо в алмазах…». Видимо, в этом и заключается та самая загадочная «русская душа», которую так ценят в Чехове зарубежные критики. Дядя Ваня смешон даже в своей ярости. Узнав, что Серебряков намерен продать усадьбу, он пытается застрелить профессора, но трагедия оборачивается фарсом. Первый и единственный серьёзный поступок оказывается лишённым всякого смысла. Вместе с автором над поступками героев откровенно иронизирует и режиссёр. Но это не циничная ухмылка в духе «никого не жалко, никого», а скорее грустная констатация человеческого безволия, попытка донести до зрителя мысль, что так жить нельзя. «Дядя Ваня» Бобровского запоминается еще и прекрасными актёрскими работами. Владимир Борисов снова подтвердил, что может быть на сцене одновременно смешным и до слёз трогательным. Профессор Серебряков в исполнении мэтра липецкой сцены Михаила Янко высокопарен, с умным видом изрекает банальности, но при этом невероятно обаятелен. Вот что значит старая актёрская школа! Кстати, для Янко это уже вторая постановка чеховской пьесы. В восьмидесятых за роль Астрова в спектакле Владимира Пахомова он был удостоен Государственной премии СССР. Пронзительно играет Соню Александра Громоздина, её героиня вызывает безоговорочное сочувствие у зрителей. Прекрасно справились с задачей Андрей Литвинов и Анастасия Абаева, просто не обращаешь внимания, что актёры моложе своих персонажей. К числу несомненных актёрских удач можно отнести и работу Николая Чебыкина, песня про неверную жену в исполнении Вафли — одна из самых ярких сцен спектакля. Уже сейчас ясно, что «Дядю Ваню» ждет успех у критиков и публики. После Мелихово спектакль покажут на Московском международном фестивале камерных театров и спектаклей малых форм «Славянский венец». В Липецке сцены из деревенской жизни можно увидеть 11 апреля. Другие публикации:
|