Статьи за 2009 год:Архив по годам: |
С апреля 2009 года Липецкий государственный академический театр драмы имени Льва Толстого стал автономным учреждением культуры. Как проходит «свободное плавание», в чем преимущество новой организационно-правовой формы, и какие она открывает перспективы? Об этом «Липецкой газете» рассказала директор театра Людмила Должикова. — Людмила Григорьевна, ваш театр стал первым областным бюджетным учреждением культуры, перешедшим в автономную форму управления. Дело это совершенно новое, вопросов и сомнений у культработников накопилось немало. Расскажите, как шел процесс, с какими трудностями пришлось при этом столкнуться? Самые большие трудности — психологического плана. Так уж устроены люди, что любые перемены поначалу воспринимают настороженно. И мы в театре, когда готовились к переходу в автономную форму работы, много спорили, сомневались, не окажемся ли брошенными на произвол судьбы. Прежде чем принять решение, я тщательно изучила действующее законодательство, опыт коллег в других регионах. Стало ясно: новая форма открывает большие возможности перед творческими коллективами. Мы получили более современную, более гибкую, прозрачную систему управления. И несколько месяцев работы убедили всех, что это действительно так. — В чем же преимущества автономных учреждений перед традиционными бюджетными? Мы стали гораздо свободнее в управлении своими средствами. Прежняя система была довольно громоздкой и мешала оперативному решению производственных вопросов. К примеру, для того чтобы подготовить декорации к спектаклю, мы, как бюджетное учреждение, должны были провести тендер на закупку. Представляете, как это выглядит на практике? Творческий процесс — вещь тонкая, режиссеру, художнику угодить нелегко, у каждого свое видение образов. А тут высокие материи сталкиваются с суровой реальностью. Не факт, что тендер выиграют именно те поставщики, которые смогут доставить все необходимое. Бывает, по ходу работы меняется концепция, купленный товар не подходит, приходится срочно его менять. В связи с этим возникало немало сложностей в оформлении закупок. Теперь все это можно сделать гораздо проще. В автономном учреждении государством финансируются не статьи расходов, а ожидаемый результат. Как получаемые от государства или заработанные самостоятельно средства будут использоваться — сколько пойдет на заработную плату, сколько на приобретение оборудования или новые постановки и так далее — дело самого АУ. Все денежные средства бюджетного учреждения, как выделенные ему из казны, так и заработанные им самостоятельно, содержатся исключительно на лицевых счетах казначейства, которое осуществляет тотальный контроль за постатейным соответствием использования этих средств утвержденным сметам. Бюджетное учреждение не может открыть собственный расчетный счет в банке; не может при необходимости взять банковский кредит; не может использовать временно свободные денежные средства в коммерческих целях (например, положить деньги на банковский депозит, чтобы сохранить их ценность в условиях инфляции); не может быть учредителем или участником коммерческих или некоммерческих организаций; не может свободно распоряжаться находящимся в его распоряжении имуществом, даже если оно было приобретено за счет собственных средств или подарено бюджетному учреждению. Автономное учреждение всеми подобными правами обладает (в некоторых, определенных законом случаях — с согласия учредителя). Эти права и позволяют назвать такое учреждение автономным, то есть действующим в рыночных условиях значительно самостоятельнее, чем бюджетное учреждение. — Не отразятся ли все эти нововведения на коллективе, сохранятся ли социальные гарантии работников? Уверен, эти вопросы волнуют многих. Безусловно, все гарантии сохранены в полном объеме. Теперь мы полностью самостоятельны в распределении всех своих доходов от спектаклей и аренды зала. Это позволило сделать систему оплаты труда более гибкой, ввести дополнительные стимулирующие выплаты. Нет ничего губительнее уравниловки, особенно в творческой среде. У артиста всегда должен быть подкрепленный материально стимул к профессиональному росту, саморазвитию. Суть новой системы — ориентация на конкретный результат, на качество и количество спектаклей, число зрителей. Если не будет возможностей для творческого роста, сопровождаемого увеличением доходов, то утрачивается смысл деятельности артиста. Мы проанализировали доходы сотрудников за последние пять лет, объективно они выросли после перехода театра в автономную форму. Это лучшее доказательство ее эффективности. Естественно, что сокращать артистов мы не собираемся, напротив, труппа постоянно пополняется. — А что уже удалось сделать театру в новом статусе? Закончена реконструкция здания театра, у нас появился современный зрительный зал, в который не стыдно пригласить публику. Теперь предстоит отремонтировать сцену, обновить устаревший свет и звук. Это дело ближайшей перспективы. Самое важное – в труппу пришел новый главный режиссер Сергей Бобровский. После нескольких постановок и зрители, и актеры увидели, что это – серьезный мастер, способный решать художественные задачи высочайшего уровня. В труппу потянулись первоклассные актеры. В новом сезоне у нас будут играть хорошо знакомые липецкой публике народный артист России Михаил Янко, заслуженный артист России Владимир Кравченко, а также интересные молодые ребята. Кульминацией работы за год для нас стал спектакль «Обыкновенная история» по роману Ивана Гончарова. Масштабный проект был полностью профинансирован Министерством культуры, его куратором стал наставник Сергея Бобровского народный артист России, профессор РАТИ Леонид Хейфец. Уже можно сказать, что постановка стала заметным событием в культурной жизни региона. «Обыкновенную историю» пригласили в ноябре на крупный фестиваль на родине Гончарова в Ульяновске — за счет организаторов, что немаловажно, ведь предстоит отправить более 60 актеров, декорации. Получили высокую оценку критиков и другие наши работы. С разными спектаклями мы будем участвовать в трех крупных российских фестивалях. Успех у критиков — это, конечно, здорово, но нам важно знать, что думают зрители о наших работах. Поэтому в театре появилась маркетинговая служба. Ее специалисты регулярно проводят опросы, анализируют запросы и пожелания зрителей, это помогает нам грамотно выстраивать репертуар. Хочу отметить, что мы всегда помним о социальной значимости театрального искусства. О том, чтобы поднять цены на билеты в погоне за прибылью, не может быть и речи. Напротив, мы стараемся сделать наши спектакли доступными максимальному количеству зрителей, расширить нашу аудиторию. Многие категории зрителей — инвалиды, ветераны, дети-сироты — посещают наш театр бесплатно по договоренности. Так было и так будет всегда. Деньги любой ценой — это не наш метод. — Что бы вы могли посоветовать коллегам, стоящим перед выбором, — ГУ или АУ? Не надо бояться нового. Смело беритесь и пробуйте. Да, существуют определенные риски, но при грамотном управлении их можно избежать. Основные опасения, возникающие у руководителей ГУ, обычно связаны с возможностью, во-первых, потери части имущества в момент перехода и, во-вторых, уменьшения финансирования. Закон «Об автономных учреждениях» гласит: «При создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не допускается изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным или муниципальным учреждением». Что касается угрозы сокращения финансирования театра, то такая опасность есть всегда. И связана она не с тем, какого типа будет государственное (муниципальное) учреждение — бюджетным или автономным, а с тем, какие средства на культуру и искусство предусмотрены в бюджете субъекта РФ, муниципального образования (города, района). Самое главное, если по каким-то причинам работа в форме АУ не задалась, всегда можно вернуться в форму ГУ без переоформления разрешительных документов. Мы попробовали работать по-новому, и у нас получилось. Сергей Малюков Другие публикации:
|