Статьи за 2009 год:

Архив по годам:

Липецк

журнал "Страстной бульвар, 10" выпуск №1-121/2009,

С 4 по 7 июня в Липецком академическом театре драмы им. Л.Н.Толстого прошли очередные ежегодные XXV «Липецкие театральные встречи». Открывая их, вице-губернатор области Людмила Куракова отметила значимость фестиваля для культурной жизни всего региона. Она вспоминала, как вдохновенно организовывал «Липецкие театральные встречи» Владимир Пахомов...

В рамках фестиваля состоялась научно-практическая конференция «Чеховские персонажи в постсоветской России» под председательством писателя, публициста и литературного критика Льва Аннинского. В своем вступительном слове он объяснил, почему Чехов, а не Шекспир стал главным драматургом ХХ века: «Шекспир вроде бы уже ничего не прибавит к той крови, которую он первым почувствовал в эпохе Просвещения, что зверь, а не ангел, на самом деле, освобождается в человеке. А Чехов помогает выпрыгнуть из этой страшной ситуации, дать надежду...»

Директор Государственного музея Л.Н.Толстого Виталий Ремизов говорил об Антоне Павловиче в связи с Львом Толстым. «Какие мы стали за сто лет без Чехова и Толстого? Когда думаешь, где мы сейчас оказались, то выясняется, что оказались именно в начале прошлого века. Человек тогда не имел внутренней опоры: была масса всяких брожений и течений, богоискательство и противоположные ему явления...» А классическая литература, в том числе Чехов и Толстой, по убеждению В.Б.Ремизова, как раз и есть та опора: «Сейчас крайне важно обращаться к классике, это не прошлое, а далекое наше будущее».

Драматург Юрий Бычков выступил с докладом по теме «Мелиховские весны» как зеркало чеховских персонажей», а доцент кафедры литературы Липецкого государственного педуниверситета, к.ф.н. Вера Расторгуева говорила о том, что в отличие от нынешнего театра, современная проза очень тщательно скрывает Чехова в своих текстах. В отличие от Антона Павловича, который верил в человека и его будущее – «небо в алмазах», современные авторы не строят иллюзий и не утешают читателей.

В этом отражается кризис гуманизма, который олицетворял своим творчеством Чехов.

Народный артист России, лауреат Госпремии РФ, актер Липецкого академического театра драмы им. Л.Н.Толстого Михаил Янко вспоминал, как организовывались первые «Липецкие встречи», сколько интересных людей на них побывало в рамках фестиваля за прошедшие 25 лет и какой глубокий след в душе каждого актера оставили выступления В.Лакшина, А.Свободина, Э.Полоцкой, З.Паперного, Ю.Рыбакова, А.Зверева, М.Ульянова, О.Ефремова, И.Смоктуновского, Б.Львова-Анохина, Е.Колобова и многих, многих других замечательных деятелей науки, культуры и искусства, которых, к великому сожалению, сегодня уже нет с нами...

А 5 июня состоялась творческая встреча актеров липецких театров, театральной общественности и СМИ Липецкой области с художественным руководителем Московского театра «Школа современной пьесы», народным артистом России, профессором РАТИ Иосифом Райхельгаузом - очень продуктивный диалог о современном искусстве театра и дальнейшей судьбе чеховских персонажей на театральной сцене.

В рамках фестиваля показали свои новые спектакли Липецкий академический и Липецкий драматический театры, Курский государственный драматический театр им. А.С.Пушкина, Елецкий городской театр «Бенефис».

Но особым сюрпризом для липецких зрителей был показ моноспектакля «Акт» по произведениям русской и зарубежной классической литературы в исполнении заслуженной артистки Ирины Серебровской (Москва).

У спектакля интересная судьба. Поставлен он 11 лет назад Сергеем Бобровским (нынешним главным режиссером Липецкого академического театра) в Новосибирском театре «Старый Дом» с Ириной Серебровской, тогда еще актрисой этого театра, и сразу стал визитной карточкой артистки и постановщика спектакля. (Заметим в скобках, что это был первый спектакль режиссера Бобровского на профессиональной сцене.)

Между тем, он с успехом был представлен на самых разных фестивалях в России и за ее пределами и заслужил многочисленные награды и премии. Актриса получила вскоре почетное звание «Заслуженная артистка Российской Федерации» и продолжила сценическую деятельность в столице, а режиссера Бобровского стали приглашать на постановки во многие театры по всей России...

Пересказать спектакль почти невозможно: у него нет привычной для традиционной драматургии сюжетной линии. Фабулой (как в лирике или музыке) служит «движение переживания». И обращен он больше к чувствам, чем к рассудку зрителей. Тема постановки - судьба людей театра, точнее, лицедейства. Известно, что часто трудно провести четкую грань между свободным полетом человеческой фантазии и человеческим безумием. Недаром действие спектакля, в основном, проходит в ограниченном пространстве сцены с белой больничной кроватью в центре, невольно рождая ассоциации с палатой больницы.

Актриса виртуозно и с предельным эмоциональным переживанием на грани (а иногда и за гранью) безумия, проигрывала сцены из классических произведений (Оскар Уайльд, Александр Пушкин, Антон Чехов...) в совершенно неожиданных и порой даже трудно вообразимых предлагаемых обстоятельствах на соответствующем теме эпизода (стилистически безупречном и в то же время необычно экстравагантном) музыкальном фоне...

В финале спектакля прозвучали знакомые всем нам до боли с самого раннего детства строки из Корнея Чуковского: «Не ходите, дети, в Африку гулять...» Понятно, что под Африкой создатели спектакля имели в виду искусство, которое, как известно, требует жертв...

25-е «Липецкие театральные встречи» показали, что этот фестиваль, основанный четверть века назад Владимиром Пахомовым, а потом поддержанный Владимиром Лакшиным и другими известными отечественными и зарубежными деятелями театра, способен и дальше плодотворно содействовать продолжению просветительской деятельности Липецкого государственного академического театра драмы на благо общества.

Чередниченко Петр

Другие публикации: