Статьи за 2021 год:Архив по годам: |
Ольга Шкатова | 15.10.2021 06:56:03
![]() Спектакль «Деревня» родился весной этого года из эскиза, созданного в период работы в «Бенефисе» театральной лаборатории
Подведены итоги XXXVII Международного театрального фестиваля «Липецкие театральные встречи». Премьерой мирового уровня стал спектакль «Деревня» елецкого «Бенефиса». Не осталась без внимания постановка Липецкого театра кукол. О вечном размышляли зрители и жюри во время спектакля «Эзоп. Лиса и виноград» Липецкого драматического театра. В фестивале участвовали театры из Калининграда, Астрахани, Костромы, Краснодара, Тамбова, Воронежа, Орла, Республики Беларусь, а также все липецкие театры. Эскиз всему начало На постановку спектакля по повести Ивана Бунина «Деревня» отважился молодой московский режиссер Владимир Кузнецов. Спектакль родился весной этого года из эскиза, созданного в период работы в «Бенефисе» театральной лаборатории. — Наши места — это родина Бунина. В Елец приезжает много туристических групп. Для них это Мекка, связанная с жизнью и творчеством Ивана Алексеевича. И наш театр тоже к этому причастен. Не случайно театральная лаборатория называлась «Елец. Бунин. Апрель». И четыре эскиза спектаклей были по произведениям этого автора. Большинство зрителей назвали лучшим эскиз Владимира Кузнецова, созданный по повести «Деревня». Поэтому мы решили включить в репертуар полноценный спектакль. Большая удача так преподнести это сложное произведение. На премьере в сентябре у нас побывали зрители не только из Ельца, но и из столицы, Московской, Тульской и Воронежской областей. По их отзывам, решение спектакля впечатляет, и он смотрится на одном дыхании, — сказала директор театра «Бенефис» Татьяна Орехова. Без сомнения, прототипом Дурновки, где разворачиваются события повести, можно считать одну из деревень под Ельцом. Очерки русской провинции — таков жанр постановки Владимира Кузнецова. К премьере эскиз был основательно доработан. — Инсценировку, которую я сделал, невозможно представить полностью в рамках лаборатории, потому что было всего три репетиционных дня, то есть шесть репетиционных «точек»: утро и вечер. Форма эскиза стрессовая, потому что надо максимально концентрировать внимание, быстро учить текст, запоминать мизансцены. Это спектакль-экспромт, как стихи. Но эта форма репетиций мобилизует скрытые резервы, позволяет обнаружить новые формы поиска. Необходимо поймать волну творчества и ничего не менять впоследствии, — говорит режиссер Владимир Кузнецов. — Это очень интересный опыт. Он привел к тому, что появился новый полноценный спектакль с хорошей формой по времени и содержанию. Актеры сыграли его несколько раз, освоили особенный язык Бунина. В этой повести он описывает русскую глубинку, используя сложные фразеологизмы и устаревшие слова. Никто уже не знает, кто такой шибай, но здесь важно не значение слова, а его звучание, потому что оно передает нашу самобытность. Повесть «Деревня» — сильное по духу произведение, тяжелое, с правдой о жизни русской деревни. Это наша «беспощадная Русь», которая стала предвестником революции. Здесь много пророчеств. Бунин как талантливый писатель предчувствовал надвигающуюся бурю. Здесь есть и Достоевский, потому что главные герои — братья, дурновцы, присутствуют и Чеховские мотивы. Широк русский человек Владимир Кузнецов создал сценографию. Режиссер объяснил, что спектакль поставлен в метафорической форме. На сцене предметы, создающие антураж крестьянского быта. Здесь дерево, вода, камни, топор, лавки, неокрашенные доски, веревки, гармонь, самовар, котоые через бунинское слово создают метафору, образное видение работы с ним. — В «Деревне», как у Бунина, так и в спектакле, отражены, с одной стороны, замечательные качества русского народа, с другой, — те, которые до сих пор не дают ему вырваться из круга вечных проблем. Все вроде бы есть. Что же не дает нам зажить по-человечески? И люди прекрасные, и богатств достаточно, но что-то мешает наладиться жизни без потрясений. «Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь!» — написал Некрасов. В этом спектакле это очень тонко передано. Широк русский человек и в высоких своих проявлениях, и в падении. Он бесконечно разнообразен. Мне кажется, что режиссеру и артистам удалось передать это на примере одной жизни, одного поколения, одной деревни. Я поздравляю театр с этой премьерой! Это событие не только для Ельца, но и для российского театра в целом. В этом спектакле попытка осмысления пути России. Сегодня впадают в две крайности. Либо мы воспеваем великую Россию с «конфетками, бараночками, лебедями-саночками», которую мы потеряли. Либо утверждаем, что все было ужасно, особенно в деревне. Здесь получился глубокий спектакль, — сказал председатель жюри XXXVII Международного театрального фестиваля «Липецкие театральные встречи», театральный критик, драматург и режиссер Александр Вислов. Дебют и цена свободы Липецкий государственный театр кукол в фестивале участвовал впервые, представив на суд жюри прошлогоднюю премьеру «Поминальная молитва» по пьесе Григория Горина. Постановка рассчитана на взрослого зрителя и идет в вечернее время. — Мне как актеру и режиссеру очень интересен этот материал, — сказал заслуженный артист России, художественный руководитель театра Олег Пономарев. — В поисках способа показать его нашему зрителю мы с художником Светланой Рыжковой придумали особый тип куклы. В ее основе корпусная кукла с механикой эстрадной куклы. Поэтому, когда говорят, что куклы не выдерживают психологические нагрузки, я возражаю. В том варианте, который у нас получился, удается донести до зрителя главную идею. Как показывает жизнь, тема изгнания и переселения вечная. В пьесе события происходят в 1905 году на Украине, но в последние тридцать лет мир тоже живет в состоянии перемен и нестабильности. Локальные войны, вооруженные конфликты, перемена власти — все это заставляет людей разных национальностей срываться с насиженных мест. Это тема для разговора и на театральной сцене. Здесь есть что сыграть актерам. Поэтому мы пошли на такой эксперимент, и зрителям нравится наш спектакль. Выходит за рамки репертуара Липецкого драматического театра и спектакль «Эзоп. Лиса и виноград» по пьесе Гильерме Фигейредо в постановке Ростислава Семенихина. — Речь идет о свободе и той цене, которую человек может заплатить за нее. Это касается абсолютно всех сфер нашей жизни. Что человек готов отдать за свободу? Насколько сейчас в России нужна свобода? Я не знаю ответы на эти вопросы и хочу, чтобы зритель поразмышлял об этом. Мы рассказываем историю Эзопа, который оплачивает свободу ценой собственной жизни и остается бессмертным, — поделился Ростислав Семенихин. Выбрали из большого списка На предварительном заседании члены жюри не смогли прийти к единому мнению, а потому список претендентов на победу оказался слишком большим. — Должен сказать, что в этом году очень сильная программа. Это связано с тем, что пандемия и отсутствие работы закалили театр, с одной стороны. Люди не стали размениваться по мелочам, а занялись серьезными проектами, сосредоточились на главном. «Липецкие театральные встречи» всегда отличались хорошим набором постановок, в этом году превзошли себя, — отметил Александр Вислов. По традиции последних лет в программу «Липецких театральных встреч» вошла и творческая лаборатория. Этот инновационный формат позволяет актерам и режиссерам за короткий промежуток времени полностью погрузиться в репетиционный процесс, используя новые формы работы. Четверо молодых режиссеров вместе с липецкими актерами должны были создать спектакли-эскизы с современным прочтением по любым пьесам, которые ставились в Липецком государственном академическом театре драмы имени Л.Н. Толстого в течение 100 лет. Театральный батл молодых режиссеров стал финальным аккордом фестиваля. По итогам «Липецких театральных встреч» лучшим спектаклем стала «Деревня» по повести Ивана Бунина театра «Бенефис». Особый приз жюри присужден команде Международного театрального фестиваля «Липецкие театральные встречи» «За неизбывный энтузиазм и веру в силу Встреч». Заслуженный артист РФ Александр Огарев награжден за лучшую режиссуру в спектакле «Горе от ума», поставленном в Липецком государственном академическом театре драмы имени Л.Н. Толстого. В номинации «Лучшая мужская роль» победил Игорь Вакулин, создавший образ Ивана Карамазова в спектакле «Братья Карамазовы» (Астраханский драматический театр). Лучшая женская роль у Нины Мавриной, сыгравшей Раневскую в спектакле «Вишневый сад» (Костромской государственный драматический театр имени А.Н. Островского). Лучший актерский ансамбль жюри определило в спектакле «С любимыми не расставайтесь» (Мичуринский драматический театр). Специального диплома фестиваля удостоен сценический дуэт артистов Владимира Никулина (роль Тевье) и Валентины Бабкиной (роль Голды), сумевших выразить всю глубину человеческих отношений средствами театра кукол в спектакле «Поминальная молитва» (Липецкий государственный театр кукол). Фото из архива театров Другие публикации:
|