Беседа
с новым главным режиссером Липецкого государственного академического театра
драмы имени Л. Н. Толстого Бобровским Сергеем
Александровичем.
Сергей Александрович, вы в нашем городе человек новый. Расскажите
немного о себе.
Родился я в городе Белово Кемеровской области
в 1963 году 28 августа, кстати, как и Лев Николаевич Толстой, если считать по
старому стилю. ...
В этом есть какая-то мистика.
Ведь театр, в котором вы теперь — главный режиссер, носит имя Льва Толстого.
Когда я несколько лет назад возглавил драматический
театр в Бийске, одна женщина-астролог сказала мне, по гороскопу, который она
составила, выходит, что я в Бийском театре проработаю до 2008 года, а потом моя
судьба пересекается с именем великого писателя Льва Толстого. Это меня тогда
сильно позабавило.
Так вы, значит, по рождению — сибиряк?
Да. И мои корни по материнской линии — из
купеческого сословия. До сих пор еще в нескольких сибирских городах стоят магазины,
построенные моим прадедом по матери. А по линии отца, чью фамилию я ношу, есть
какие-то польские корни. И в моей жизни тоже сошлись Восток и Запад. Я прожил в Сибири 20 лет. Здесь же служил в
Новосибирске в войсках связи: был водителем на пеленгаторе. Потом судьба
перебросила меня из востока на запад — в Рязань. Здесь начинается моя
театральная история. Не могу в этой связи не упомянуть свою маму, которая
приобщала меня к творчеству еще в самом раннем детстве. Работая простым
маляром-отделочником, она постоянно
участвовала в самодеятельности: пела, танцевала, писала песни и была заводилой.
Люди любили ее за это и все время
выбирали в депутаты разного уровня: от поселкового до городского... Моя мама всегда думала, что я буду
художником: я очень любил рисовать. Не могу и сейчас отказаться от этой
привычки, работая над постановкой спектакля,
всегда делаю наброски декораций и
костюмов. А тогда в молодости меня больше влекло в кино, но не в режиссеры, а в
операторы. И я даже сделал безуспешную попытку поступить во ВГИК.
Конкурсы в этот вуз тогда были
сумасшедшие: по 150 человек на одно место!
В
то время я сам не знал, чего я хочу. Толкался во все двери. Пытался поступить и
на актерский факультет...Но жизнь брала своё. Я уже был обременен семейными
узами, родилась дочь. Надо было содержать семью, но терять связь с искусством
не хотелось. И я пошел в театр простым
монтировщиком, освоив это ремесло,
вскоре стал начальником монтировочного цеха. В итоге я отдал 10 лет
своей жизни этому делу.
Можно сказать, что вы начали
познавать театр с монтировочного гвоздя?
Не
считаю, что потратил время даром.
Декорации, свет и звук — очень существенная часть любого спектакля. К
тому же я никогда не торопился карабкаться вверх, не освоившись достаточно
прочно на достигнутой высоте. Для меня высшим идеалом был всегда Человек эпохи
Возрождения. В те времена художник, прежде, чем приступать к постижению
искусства у мастера, годами учился размешивать краски, готовить подрамники,
натягивать и грунтовать холсты...
А
потом мне всегда хотелось знать все стороны жизни не
только с парадной стороны. Я, как всякий нормальный русский человек в своем
поколении, воспитывался на классике. Был даже увлечен идеями
самосовершенствования Льва Николаевича Толстого. Мне как-то в юности друзья показали
одну забавную картинку. Маленький мальчик лежит, распластавшись под тяжестью
огромной раскрытой книги. Друзья мне тогда сказали: «Это — ты». Этот образ
навсегда врезался мне в память. Я действительно самыми своими главными
учителями считаю русскую и мировую литературу.
А не возникало у вас желание
учиться в театральном вузе?
Мне
довольно часто предлагали поступить в Рязани в институт культуры. Но я был
максималистом и несколько раз пытался поступить в Москву на курс к режиссеру
Анатолию Васильеву. Потом знакомые ребята из института культуры меня увлекли
участием в их спектакле. И случилось так, что я тоже стал студентом этого вуза.
Но после второго курса я все-таки ушел. И поступил в Москве на заочное
отделение Театрального училища имени Щукина на курс Леонида Ефимовича Хейфеца,
прямого продолжателя великих русских театральных традиций Станиславского,
Кнебель, Попова...
Это у вас был не переход, а
какой-то гигантский скачок: из «кулька» в «Щуку», да еще к самому Хейфецу!
В
институте культуры в Рязани, где я учился раньше, тоже были крайне удивлены
моим поступлением и предложили мне преподавать то, чему я учился еще сам.
Получилось так, что я потом выпускал бывших своих сокурсников, сделав с ними
выпускной спектакль. Педагогическая работа меня так увлекла, что я подготовил и
выпустил три своих курса.
А как же ваша режиссерская
деятельность?
В
1998 году, когда я еще учился на третьем курсе, меня пригласили на постановку в
г. Новосибирск в театр «Старый Дом». Там я поставил, наверное, самый известный
мой спектакль. На театральном фестивале в Перми, в котором участвовали многие
столичные театры из Москвы и Санкт-Петербурга, наш спектакль завоевал Гран-при.
С этим спектаклем мы с успехом объездили многие Российские и Международные
фестивали в Москве, Кишиневе, Иркутске и даже за границей. Особенный резонанс у
публики и критики спектакль получил на
фестивале в Польше.
Что же это за спектакль?
Это
моноспектакль «Акт», вольная композиция на основе Пушкина, Островского, Чехова,
Оскара Уальда и даже Корнея Чуковского. Несмотря на то что прошло уже десять
лет, спектакль жив. Артистка Ирина Серебровская, занятая в этой постановке и
ставшая после нее Заслуженной артисткой России, сейчас живет в Москве. Думаю,
что если я с ней смогу договориться, можно показать этот моноспектакль и в Липецке.
Ваша жизнь изменилась после
такого шумного успеха вашей первой постановки?
Разумеется.
Во-первых, я наконец успокоился и понял, что нашел свое дело. Ко мне стали
поступать приглашения на постановки, приглашали и в качестве главного режиссера
в разные места. Я решил не торопиться и набраться большего опыта в режиссуре. И
начал свой путь с самого сложного, выбрав городской театр Бийска Алтайского
края, где не было денег, опытных артистов, не выработаны были еще и театральные
традиции. В этом театре главным режиссером я отработал по контракту пять лет.
Каким вы видите современный российский театр?
Мне нравится театр живой, театр для людей, а
не для критиков, не для пиара. Чтобы он отвечал потребностям людей, живущих в
этом времени.
Говоря
об авторском театре, у меня нет
однозначных предпочтений. Не могу
сказать, что люблю только, к примеру, театр Васильева или Эфроса, Фоменко, Додина или Некрошюса.. Мне нравится и
возвышенный, изысканный Васильев, и совершенно земной, тончайший и глубочайший
Фоменко. Мне интересен и Некрошюс с его метафизикой, сложной формой, мощной мужской энергетикой... Если все это
подытожить, то я за живой театр, театр где бьется пульс времени и вечности.
Вы человек терпимый,
толерантный?
Да,
я человек демократичный, не
разрушитель, скорее, созидатель.
Но ведь иногда и созидают через разрушение.
Не
люблю войну. Я — за органичные переходы. На такой переход может быть нужно
долго работать, зато и результат качественно на ином уровне.
Какое ваше впечатление от Липецка?
Я
не был здесь раньше, и уже в первый свой приезд был приятно поражен нарядным
видом Липецка. Во всем видна забота
липчан о своем городе: бьют фонтаны, везде цветники, газоны, аккуратно
подстриженные кустарники... У меня сложилось впечатление о Липецке, как о южном
городе: вечно зеленая туя, пирамидальные тополя, каштаны и липы. И герб города
вызывает восхищение, и имя, производное от любимого на Руси дерева, звучит как
музыка.
Петр Чередниченко