Новости за 2010 год:

Архив по годам:

15

июнь
2010

«Василий Теркин» в истории Липецкого театра драмы им. Л.Н.Толстого

21 июня 2010 года  – 100 лет со дня рождения величайшего русского советского поэта 20 столетия – Александра Трифоновича Твардовского.

Так сложилось, что имя поэта оказалось связано и с  судьбой Липецкого академического театра драмы имени Л.Н.Толстого.

Много лет в нашем театре служили в качестве театральных художников дочь Александра Твардовского – Ольга Твардовская и ее муж Владимир Макушенко, оба – заслуженные художники России, Лауреаты Государственной премии РФ.

В 1995 году руководитель академического театра, режиссер Владимир Пахомов (1942 – 2007 год) и Николай Чебыкин вместе с ними  поставили по поэме «Василий Тёркин» А. Твардовского спектакль, которому была уготована чудесная судьба. Но, как и у каждой судьбы, у этого спектакля тоже были свои чёрные полосы в истории.

Рассказывает один из создателей этой постановки, Николай Чебыкин, заслуженный артист России: « В чем была основная особенность в этой работе, помимо  замечательного текста поэмы? В это время в нашей стране сложилась парадоксальная ситуация. В чем-то эта ситуация повторяла известные первые годы советской власти, когда уничтожалось все, что было связано с прежним режимом. Так же и в лихие 90-е годы, низвергалось все, что напоминало о самой советской власти. И, конечно же, начали это ниспровержение с основных авторитетов. В кино – шельмовали народного артиста СССР Бондарчука, в Союзе театральных деятелей – народного артиста СССР Царева, а в литературе больше всех досталось самым знаменитым советским писателям – Юрию Бондареву, Сергею Михалкову... Не забыли и о тех, кто к тому времени уже ушел в мир иной, но все еще пользовался всенародной славой. К таким народным любимцам относился и Александр Твардовский. Поэтому не удивительно, что когда спектакль Липецкого театра «Василий Тёркин» был выдвинут на соискание Государственной премии России, у него появилось много недоброжелателей. Главным из них был Александр Гельман, когда-то известный драматург, поставивший некогда несколько злободневных пьес на производственные темы, таких, к примеру, как «Сталевары» или «Премия». Он при поддержке еще нескольких членов жюри выступил категорически против присуждения Государственной премии спектаклю по поэме выдающегося советского поэта. И, хотя за спектакль голосовал сам Михаил Ульянов, в премии театру было отказано»

А у самого спектакля сложилась удивительная судьба. В1995 году он участвовал во Всероссийском театральном фестивале «Голоса истории» в Вологде, где все участники спектакля и его создатели были удостоены высшего приза фестиваля – «Золотая Маска».

Так же высшими наградами был отмечен спектакль и во Всероссийском театральном фестивале, посвященном 55-летию Великой Победы, в городе-герое Волгограде в 2000 году.

А на фестивале в Вологде артистам запомнился поразивший их эпизод. Один из участников спектакля артист Гаранин, игравший современного ветерана Великой отечественной войны, опаздывал к началу спектакля и в театральном скромном ветеранском пиджачке с орденскими колодками впопыхах попытался пройти в зрительский зал театра. Его не пустили и обругали, назвав «бомжем», и только после вмешательства администрации Липецкого театра конфликт удалось уладить...

Особенно впечатляющим был финал спектакля, когда на авансцену выходил артист Анатолий Гаранин и в облике скромно одетого ветерана – фронтовика произносил знаменитое шестистишие А. Твардовского:

Я знаю. Никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же...

После этих проникновенных слов зрители, сидящие на сцене рядом с артистами, могли увидеть, как в полутемном зрительном зале загораются стройными рядами сотни маленьких огоньков, напоминая нам о тысячах солдат, не вернувшихся с войны...

15 лет прошло после премьеры «Василия Теркина», но память о том спектакле жива у липецких театралов и поныне.

Фото смотрите в рубрике "Фотоальбом".

Петр Чередниченко