Новости за 2010 год:

Архив по годам:

27

апр
2010

«Не забывать о тех, кому мы обязаны жизнью...»

Как отозвалась на судьбе ваших близких и на вас Великая Отечественная война?

Думаю, что в нынешней России нет семьи, которая не ощутила бы на себе трагических последствий той войны. Масштаб этих последствий несоизмерим ни с одной другой страной в мире. Не является исключением и мой род по отцовской и по материнской линии. Мои исконные корни из Сибири. На фронте был мой дед сибиряк.

Что рассказывал о войне ваш дед?

Мой дед со мной, тогда еще мальчишкой, предпочитал не говорить на эту тему. Он очень не любил вспоминать о войне. Мне кажется, что это была для него больная тема. Но я видел у него несколько военных медалей и пару орденов.

Мое же поколение воспитывалось на  мифе о войне, который был создан, в основном, советскими кинофильмами. В них воспевался героизм и военная романтика. Суровой и страшной правды о войне тогда мы еще не знали. Возможно поэтому, мой дед и не любил говорить об этом. Наверное, он не хотел разрушать в моем детском, а потом и юношеском  сознании этот красивый миф. Юношеский романтизм связывает войну больше с подвигом, чем со смертью. А если и есть в романтике место смерти, то только красивой и героической.

Но это не имеет отношение к суровой военной действительности, как таковой. Гибель близкого человека – это самое страшное, что может быть на земле. А любая война – это смерть, прежде всего. Огромное количество смертей, травм, увечий, ранений, болезней, разрухи и голода, вот что такое война! И даже после войны  - картины вселенского ада не оставляют в покое тех, кто пережил все её ужасы...

Когда вы впервые узнали страшную правду о войне?

Мне пришлось как-то еще мальчишкой, находясь  в одной больничной палате с бывшими фронтовиками, стать невольным свидетелем их негромкого ночного разговора. Один из них,  в прошлом  - танкист, рассказывал, как при штурме Берлина, выполняя строгий приказ – идти только вперед, чтобы опередить войска союзников, они вынуждены были давить своих солдат, не сумевших из-за ранений и контузий освободить им дорогу. Помню, я долго не мог прийти в себя после этого. Только тогда я впервые задумался над тем, что же представляла собой картина войны в жизни, а не в кино. И эта картина, во многом, как я сейчас понимаю, была за гранью нормального человеческого восприятия.

Сергей Александрович, почему же тогда вы взяли не натуралистическую пьесу о войне, а балладу, в жанре которой написаны «Рядовые»  Алексея Дударева?

Потому что в балладе предполагается всё-таки поэтическое восприятие действительности. Взять же пьесу с бытовым, натуралистическим  пластом о войне было бы невыносимо и для артистов и постановщиков спектакля, и для наших зрителей, особенно в наше мирное время и в связи с Великим праздником Победы.

Мне хотелось поговорить со зрителями о цене Победы более деликатно, а это возможно, к примеру, в жанре баллады, в форме лирической исповеди... 

Невозможно равнодушно пройти  мимо боли человеческих утрат, но, вместе с тем, я не хотел, чтобы зрителей от спектакля о войне «лихорадило». Я только напомнил нынешним поколениям, кому мы должны быть благодарны за мирное и безмятежное небо над их головами, за возможность спокойно учиться или работать, растить детей и внуков...

За Великую Победу была заплачена Великая цена, измеряемая миллионами человеческих жизней! Поэтому надо дорожить каждым мирным днем, месяцем, годом! Любить Жизнь и всё живое! И не забывать о тех, кому мы обязаны жизнью.

Петр Чередниченко