Новости за 2010 год:

Архив по годам:

16

апр
2010

Липецк увидел бездонную «Донку»

Пересказать сюжет «Донки» вряд ли вообще возможно. В двух словах – постановщик рассказывает о Чехове-враче и врачевателе душ и о Чехове, умирающем от чахотки. Весь спектакль – это ряд ассоциаций и образов, возникших по поводу событий жизни самого Чехова, начерканных в записных книжках, письмах и жизни его героев. Это цирк, это грандиозное шоу, это концерт, это мюзикл, каких Липецк раньше никогда не видел. И совсем немножко – театр. 

Даниэле Финци Паска ставил спектакль для знаменитого канадского Цирка дю Солей и церемонию закрытия Олимпиады в Турине. А ещё он фотограф, поэтому каждая сцена – как удачно сделанный кадр, как вспышка. Его Чехов получился необычным, ярким, стильным, разноплановым. И немножко безумным.

Липецк увидел «Донку» одним из первых в России и в мире: до этого к грустному клоуну Чехову успели прикоснуться только в Москве и в Воронеже. Но одно дело – иностранная и столичная публика, готовая к любым сюрпризам на сцене, другое – привыкшая к хрестоматийно-меланхоличному Чехову провинция. Впрочем, не зря же нас на первых минутах действия предупреждают, как тесен и похож наш мир, и «Воздух провинции – он повсюду, и у нашего озера». 

У Даниэле Финци Паска – глубоко личное восприятие Чехова, «анатомическое вскрытие» его души, противопоставленное настоящим анатомическим вскрытиям, интерес к которым в наше время вырос ещё больше. В этом восприятии всё смешалось: 4-метровая коса девушки-«конферансье», бездонное озеро, звон колокольчиков «Донки», отбивающая чечётку в угоду публике и едва держащаяся на ногах Актриса, устрашающая игра теней-образов, хрупкая ледяная надежда на исцеление, летающие под куполом цирка три сестры, лепестки роз на полу как капельки крови, исполненные нежности, грации и пластики постельные сцены – всепоглощающая вечная любовь.

Иногда доходит и до анатомического вскрытия. Во время приступов кашля изо рта актёров то и дело вылетает гипертрофированная чахоточная мокрота. Стреляясь в четвертом акте чеховской «Чайки», Константин Треплев истекает струящимися с потолка лентами крови.

Фраза Треплева о том, что жизнь надо изображать не такой, как она есть, а такой, как она предстает в мечтах, Сегодня предлагаем ещё один интересный сайт для посещения. Это сайт наших коллег http://museumkg.com/ Кыргызский Государственный историко-краеведческий музей в Караколском городском округе. Сайт не новый, но лишь недавно обновлен и на сайте создан раздел для статей. Если у Вас будет желание, Вы сами сможете прислать туда статью. показана буквально: ползая по полу, актёры принимают различные положения, а на экране их движения проецируются в вертикальной плоскости и предстают красивыми цирковыми трюками.

Вообще, самое точное определение, которое можно подобрать к «Донке» – это красиво. О чем это? Наверное, о хрупкости жизни. И чем гениальнее, чем ценнее эта жизнь – тем она хрупче. Она разъедает сама себя, как чеховские барышни-невесты в кринолинах на наших глазах вдребезги разбивают настоящее произведение искусства – люстру из хрустального льда.

Перечислять режиссёрские находки в «Донке»: яркие, запоминающиеся и, порой, непонятные, можно бесконечно. Вы когда-нибудь видели занавес из рентгеновских снимков? А лёгкие больного туберкулёзом размером во всю сцену? Чтобы было понятно, что это лёгкие, в углу поставили вентилятор. А дуэль на клизмах? Нет, что-то подобное точно видели у клоунов, но чтобы дуэль? А не нам ли, зрителям, вообще вчера поставили эту клизму, и только на утро выяснится, что актёры ошиблись…

Но то, что кораблекрушение в душе, а душа клоуна в ботинках, случилась – в этом нет сомнения. «Донка» – это кораблекрушение в душе самого Чехова, и кораблекрушение наших представлений о том, как его можно играть и ставить. Вот только жаль, что в конце грустный клоун умирает, накрытый блёстками своего наряда.

www.Gorod48.ru