1 апреля этого года – очень знаменательная дата. Не только потому, что будет очередной День Смеха. Исполняется 200 лет великому русскому писателю Николаю Васильевичу Гоголю. Липецкий академический театр не мог остаться в стороне от этого события. А остановили мы свой выбор на самой загадочной гоголевской пьесе с весьма противоречивыми и неоднозначными героями.
Вообще, особенность практически всех персонажей в произведениях Гоголя в том, что они в чем-то все обделены и несовершенны. Они ищут чего-то лучшего. В них все перемешано: и высокое, и низкое. Поэтому они многомерны и неоднозначны: и смешные и в чем-то страшные одновременно. Именно этим и привлекал меня всегда гоголевский мир. Есть и еще один парадокс. Чем больше вчитываешься в текст этого удивительного автора, тем больше находишь в себе самом черты его неоднозначных персонажей. Все мы ( я говорю о мужчинах, естественно, женщины могут то же самое сказать об Агафье Тихоновне ) немножко и Подколесины и Кочкаревы одновременно. Это очень точно подметил смотревший нашу репетицию в конце прошлого года Леонид Ефимович Хейфец, мой учитель по Щукинскому училищу.
А разве не близка нам и главная гоголевская тема – вечный поиск счастья, которое почему-то всегда ускользает от нас в самый ответственный момент. И вечная наша маета, вечный конфликт и метания между тем, что я хочу, что я могу или должен делать в каждое мгновенье жизни.
Мне кажется, что именно Гоголю, как художнику в широком смысле этого слова, удалось создать некое русское пространство, в котором немотивированное, непонятно из каких глубин сознания и подсознания идущее человеческое поведение явно травмированных чем-то людей. Где-то и когда-то в чем-то ущемленных и бегущих по какому-то заколдованному кругу...
Но мне бы хотелось своим спектаклем сказать и о том, что в этот мистический круг оказались вовлеченными не одни только русские. Проблематика Гоголя шире национальной идеи. И то, что в человеческом плане происходит в русском Петербурге, могло происходить и в Петербурге американском. Поэтому интерес к творчеству нашего национального гения не иссякает ни в Европе, ни в Азии, ни за океаном...
Я очень признателен всей постановочной группе. И, прежде всего, художнику – постановщику Евгению Лемешонку из Новосибирского театра «Глобус». С Женей меня связывает давний творческий союз по прежним нашим общим постановкам. Мне очень дорого, что у него, а это не часто бывает у художников, присутствует режиссерское мышление, и мы вместе работаем над сценическими решениями художественных образов пьесы. И, конечно, главные соавторы нашего спектакля - актеры театра. Это, в первую очередь, мастера сцены - народные артисты России Зинаида Румянцева и Михаил Янко, заслуженные артисты России - Елена Подрез и Виктор Соболев, засл. арт. Республики Дагестан Людмила Коновалова, артисты – Владимир Авраменко, Сергей Бельский, Мария Колычева, Эмин Мамедов, Вячеслав Михеев, Хуррам Касымов и группа молодых артистов в ролях Степанов и Дуняшек.
Записал Петр ЧЕРЕДНИЧЕНКО,
руководитель литературной части театра