Новости за 2013 год:

Архив по годам:

21

март
2013

Небо в алмазах

Вчера вечером на малой сцене театра состоялся предварительный премьерный показ новой работы, спектакль увидел пока узкий круг зрителей – сотрудники театра и пресса.

Новая постановка по Чехову этой весной – это и соблюдение условий ежегодного театрального фестиваля «Мелиховская весна», где наши артисты традиционно участвуют, и дань уважения русскому писателю и драматургу.

Автор постановки, главный режиссер театра Сергей Бобровский еще на стадии первых репетиций констатировал: работа предстоит сложная. Так и вышло. Ставить классику вообще нелегко: попробуй-ка создать что-то новое на материале, который кто уже только не играл, попробуй произнести знакомые всем фразы и монологи так, чтобы они не выглядели замыленными.  И главное: страсти, кипящие в пьесе, написанной сто и больше лет назад, не всегда бывают близки и понятны современному человеку.

То же и с Чеховым. Многие поклонники его юмористических рассказов, когда дело доходит до чеховской драматургии, честно признаются: не понимаю…  Действительно, конфликт в иных драматических произведениях Чехова многим современным зрителям и читателям кажутся бурей в стакане воды. О чем столько шума? Вот у нас сейчас проблемы – это да! Герои Чеховских пьес не представляют, что это такое – нести бремя ипотечных платежей за крохотную квартирку, быть ежемесячно  обираемым поставщиками коммунальных услуг, не читают с тревогой перечня консервантов и эмульгаторов на упаковке в продуктовых магазинах, - в общем, им неведомы проблемы, которые заставляют хмуриться современного человека.  Нет, быт и тогда был бытом, и нужда была нуждой, но чеховских героев почему-то заботит вовсе не это. 

Персонажи пьес Чехова нервны, совестливы, оттого и страдают. Они не могут жить только лишь для того, чтобы пить, спать, есть, покупать и потреблять –  потому, что так не мог сам автор.

Среди персонажей пьесы «Дядя Ваня» практически нет счастливых людей. Забронзовевший профессор Серебряков должен по всем правилам быть счастлив, но нет. И слава есть, и имя, но карьера ученого клонится к закату, старость и болезни  отравляют радость бытия,  даже молодая красивая жена, кажется, едва терпит его.

Елене Андреевне действительно все труднее и труднее скрывать свое раздражение и усталость. Она хоть и защищает своего мужа от нападок других, но правды не утаишь: в браке она разочарована, ей скучно, она не знает, куда себя деть. И даже ее красота не впрок.

Дочь Серебрякова Соня мучается от неразделенной любви к другу семьи доктору Астрову, а тот душой кривить и не думает: «Ничего я не хочу, ничего мне не нужно, никого не люблю». Он, пожалуй, самый активный и деятельный из всех действующих лиц, но устал, врачуя болезни крестьян, насмотрелся на грязь и нищету, и потому чувствует себя опустошенным. Астров отводит душу только, сажая деревья. О том, как прекрасен и чист лес он говорит с той же страстью, с какой рассказывает, как низок род человеческий.

Иван Войницкий, собственно, дядя Ваня, брат покойной жены Серебрякова и управляющий в его имении, также душевно надломлен. Стареющий профессор раздражает его, он видит в нем пустого и эгоистичного человека и не может ему простить, что когда-то его боготворил. Осознание того, что положил жизнь, служа ложному кумиру, не дает покоя Войницкому. А тут еще напасть: он, кажется, влюблен в профессорскую красавицу-жену.

Страсти накаляются, тучи сгущаются. Кульминационный взрыв наступает, когда Серебряков объявляет о своем намерении продать имение, чтобы купить дачу в Финляндии. Войницкий возмущен: именитый родственник относится к нему, его матери и собственной дочери, как к пустому месту, не заботясь о том, где и как будут жить они. А между тем, все они истово служили этому эгоцентричнму светилу науки, работали ради того, чтобы имение приносило ему доход.

Разыгрывается сцена, и Войницкий даже пытается застрелить профессора, но промахивается. Не получился из него хладнокровный убийца. Чудак – да, получился, а убийца – нет.  Себя тоже убить не смог, только зрителей насмешил. Выход нашелся сам собой: надо продолжать жить и нести свой крест. Работать и не роптать на судьбу.

Именно этой пьесе Чехова мы обязаны известной фразой, которая стала крылатой: «Мы еще увидим небо в алмазах». Эти слова произносит Соня в своем финальном монологе. Это символ вознаграждения тем, кто много терпел.

Спектакль Сергея Бобровского – достойный комплимент автору. Удалось сделать естественным и понятным весьма трудный текст. Удалось передать атмосферу старой дворянской усадьбы, ее звуки и запахи – оструганного дерева, сдобных булок, горящей свечки. Герои убедительны и правдоподобны.

Нарядной, искусно сделанной столичной куклой выглядит поначалу Елена Андреевна в исполнении молодой актрисы Анастасии Абаевой. И даже в манере говорить нет-нет, да и проглянет Рената Литвинова. На протяжении действа с ней происходит метаморфоза: последнее ее, прощальное объятие с доктором Астровым – живое, неподдельное, и бежит она к нему, как девчонка.

Об игре народного артиста России Михаила Янко можно сказать одно: знак качества. Пожалуй, его Серебрякову можно поставить в упрек, что слишком, чересчур уж обаятелен, зато сразу и безоговорочно веришь, что этого профессора всегда любили женщины. Каждое появление Михаила Леонидовича на сцене было праздником: его комический талант заставлял с облегчением забыть, как несчастливы все в этой пьесе.

Роль дяди Вани играет актер Владимир Борисов, уже известный липецкому зрителю по своим ярким работам в спектаклях «Смерть Ивана Ильича», «Полковник-Птица», «Семейный портрет с посторонним», и других постановках. У этого актера есть дар быть невероятно трогательным. Таков его Войницкий – не рефлексирующий неудачник, а очень порядочный, тонко чувствующий и потому трогательный человек. 

Образ Ильи Ильича Телегина по прозвищу Вафля, обедневшего помещика, живущего в имении Серебрякова, передал заслуженный артист России Николай Чебыкин. Персонаж его удался милым,  уютным – такого только очень злой человек может назвать приживалом.

Доктора Астрова в спектакле играет актер Андрей Литвинов. По этой его работе видно, как вырос бывший студент первого липецкого выпуска РАТИ ГИТИС в профессиональном плане. Если в кино есть амплуа «мачо», то почему бы ему не быть и в театре? Введем такое театральное амплуа специально для Литвинова.

Роль пожилой няни Марины исполнила заслуженная артистка республики Дагестан Людмила Коновалова, великолепная характерная актриса.

Премьера спектакля для широкой публики состоится сегодня, 21 марта в 19.00.

www.gorod48.ru