Новости за 2012 год:

Архив по годам:

20

дек
2012

Елена Гаврилица: Актрисой я стала на спор

В четверг, 13 декабря, в Липецком академическом театре драмы им. Л.Н. Толстого состоится бенефис в честь юбилея актрисы театра Елены Гаврилицы. Перед зрителями она предстанет в своей одной из самых ярких и характерных ролей – скандалистки Софьи Петровны Фарпухиной из премьерного спектакля «Сон во сне».

- Эта роль из жизни, - смеется Елена Гаврилица. - Каждое лето проводила в Кишиневе, мой папа молдаванин. Мой муж, светлая ему память, - одессит. Я часто бывала в Одессе. Я видела таких людей, как моя героиня, я общалась с ними – это и перенесла на сцену. А сейчас даже тяжело отойти от роли. Мне приходится очень сильно интонировать в спектакле. И теперь, когда начинаю волноваться, пробивается этот одесский говор. Долго репетировали «Сон во сне», так что роль основательно прилепилась.

«Я хотела стать астрофизиком»

- У меня было две мечты: стать астрофизиком или актрисой. Мои родители были далеки от актерской профессии, служили в гражданской авиации. Но я очень любила участвовать во всех школьных конкурсах и творческих кружках. Еще одно мое увлечение – это астрономия и физика. Я получала наслаждение, когда решала какую-нибудь задачу. Не знаю, как сложилась бы моя судьба, но однажды подружка мне сказала: «Да, ты никогда не станешь артисткой». Я не стану? И вот с этого все пошло, - вспоминает Елена Гаврилица.

Доказывать свои артистические способности Елена Глебовна начала в Иркутском театральном училище. Для себя решила, если не поступит в Иркутске, поедет пробоваться в Москву и Ленинград. 1980 год был особым годом – годом Олимпиады, когда все столичные вузы перенесли вступительные экзамены с июля на август, поэтому их студенты держали про запас, а свои силы вначале пробовали на периферии.

- Я легко поступила в Иркутске. И не жалею, что отучилась там в театральном училище -  у нас были замечательные педагоги. У нас, можно сказать, был экспериментальный курс. Нас учили по системе Михаила Чехова – это европейская школа, где большое значение придается жесту, технике движения на сцене. Было безумно интересно учиться. У нас проходило много лабораторий. Приезжали педагоги из Москвы и Санкт-Петербурга. Они на нас отрабатывали все свои упражнения, в общем, ставили опыты.

В училище все были в шоке – с нашего курса доносились вопли крики. Так разными способами из нас старались достать нутро - всеми силами будоражили нервную систему. Чего и добились. Я пришла в училище очень спокойная. По моему лицу было невозможно прочитать, что творится в моей душе. Сейчас лицо, - смеется, – это зеркало.

«В Липецк я поехала целенаправленно, к Пахомову»

- Наш курс целиком с нашим репертуаром хотели отправить в Братск. Для нас даже дом там построили. Но наш педагог не дал добро на это. Сказал, не хочу, чтобы на костях моих ребят заинтересованные люди строили то, в чем они не понимают. Он понял, что нас просто хотели использовать, выжать все соки. Но таким образом, мы остались без «купцов».

Так как была заявка из Братска, то другим театрам отказали. Так что мы все по окончании училища остались без работы. Пришлось искать театры самостоятельно. Я поехала в Липецк, так как Липецкий театр в ту пору гремел. Владимир Пахомов (с 1977 по 2007 гг. главный режиссер Липецкого академического театра драмы имени Л.Н. Толстого – прим. ред.) имел всероссийскую известность.

Для молодой актрисы режиссеры театра во главе с Владимиром Пахомовым устроили настоящий просмотр. Вместе с Михаилом Янко она показала отрывки и была принята в труппу.

- Было по-настоящему страшно. Но меня взяли. Правда, в Липецком театре, куда я так стремилась,  мне удалось поработать здесь всего два сезона. Когда умерла мама, пришлось приехать в Магадан и остаться там, чтобы уладить наследственные вопросы. Осталась на 16 лет, хотя Пахомов каждый раз, когда я приезжала к друзьям в Липецк, уговаривал вернуться. Но я не жалею, что так долго пробыла в Магадане. Я там встретила мужа, у меня там родилась дочь. И репертуар в Магаданском театре был интересный. У меня там было много разноплановых ролей.

Войти в одну реку дважды

В Липецк актриса вернулась лишь в 2002 году. Как говорит, устала от постоянной магаданской зимы. Да и в личной жизни началась не самая светлая полоса. Умер муж, который был опорой. Начало подводить собственное здоровье. Потом умер режиссер театра, где отыграла 16 лет.

- У меня было ощущение, когда я приехала в Липецк, что домой  вернулась. Я понимала, что здесь для меня будет меньше ролей, но больше жить без солнца я не могла. Да и дочери здесь было лучше – больше возможностей получить хорошее образование. Рядом Москва и Санкт-Петербург с их университетами.

С моим возвращением очень символично получилось. Когда я пришла в театр первый раз, меня ввели в спектакль «Татуированная роза» Теннесси Уильямса. Когда через 16 лет вернулась вновь, Елена Оленина ставила спектакль «О странностях любви», вновь по Уильямсу, и предложила мне роль. Так что в какой-то степени дважды вошла в одну реку.

«Мечтаю сыграть в «Гамлете»

- У меня нет определенного амплуа. В театральном училище педагоги из нас делали разноплановых актрис, чтобы мы могли работать в любой ситуации. Я считаю, что актриса должна играть все – это наша профессия. И считаю, что каждая роль должна отличаться и характером, и внешностью. Когда я играла в Магадане, а у меня там было больше ролей, меня вообще никто не узнавал. Даже мои знакомые спрашивали: «А это кто играет? Как - Гаврилица?» Потом присматривалась: «А, да».

Сейчас в большинстве случаев мне приходиться играть стерв. Но в моем запасе есть и барышни с кудельками. А в «Шаре братьев Монгольфье» меня впервые использовали как лирическую героиню. В «Смерти Ивана Ильича» мне вообще приходится играть нечто. По роли это смерть. Но я не играю ее. Считаю, что бороться с высшими силами и изображать то, что ты не знаешь, очень самонадеянно. Так что я играю мысль главного героя. Его фантазию. И мне так легче объяснить то, что я делаю, не пытаясь посягнуть на высшие силы.

А хотела бы я сыграть Гертруду. С удовольствием бы примерила на себя роль матери Гамлета. Не знаю, почему-то хочется. Наверное, потому что Шекспир, в первую очередь, да и сам по себе интересный материал. А так - я с удовольствием сыграю, все что дадут. В новогоднем спектакле «Снежный цветок» буду играть Ворону, - смеется Елена Глебовна.

«Моя дочь стала нормальным человеком»

- Моя дочь, Татьяна,  мой самый большой критик. Она с четырех месяцев за кулисами. Играла со мной во многих спектаклях: и Герду, и Мальвину. Так что она хорошо подготовлена и проводит тщательный разбор моих ролей. Раньше она часто приходила на репетиции, бывала на всех спектаклях. Сейчас реже: работа, своя семья. Слава Богу, моя дочь стала нормальным человеком.  Она работает в «Липецкэнерго». И тратит свои силы и нервы на семью, ребенка и карьеру, а не на роли.

Очень сложно быть актрисой. Актерская профессия – это зависимая профессия. Нужно постоянно подчиняться режиссеру, какой бы у тебя ни был свободолюбивый характер. Есть определенные правила игры. Есть главный режиссер: и согласен ты с ним или не согласен, но ты должен работать, оправдывая для себя его идеи, даже если сам их считаешь бредовыми. Нужно просто работать. Выходи на сцену и доказывай на сцене все, что ты можешь – так меня учили.

www.lipetskmedia.ru