Новости за 2012 год:

Архив по годам:

19

нояб
2012

Что приснилось дядюшке?

Вчера, 16 ноября в театре имени Толстого с успехом  прошла премьера нового спектакля «Сон во сне» по повести Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон».

- Постановка появилась благодаря нашей актрисе Зинаиде Румянцевой – ей очень нравился этот материал, она отрепетировала отрывок. И когда мы отмечали ее юбилей, я пообещал, что мы обязательно поставим «Дядюшкин сон», - рассказал режиссер театра Сергей Бобровский. – И я не пожалел, что взялся за это: работа получилась интересной. «Дядюшкин сон» хорош тем, что актуален во все времена, современному зрителю понятно и близко все, о чем там идет речь. Кратко я бы сказал так: это спектакль о том, как трудно жить в России без любви.

К творчеству Достоевского у читателя никогда не было однозначного отношения: одни зачитываются его прозой, другие, попробовав, откладывают – слишком сложно, слишком надрывно. Тем, кто книгу Федора Михайловича в свое время отложил и считает, что Достоевский «не для него», как раз очень неплохо будет посмотреть «Сон во сне» - есть шанс открыть для себя другого Достоевского.

Следует отметить, что повесть «Дядюшкин сон» - первое произведение Достоевского, которое было поставлено на театральных подмостках. Эта вещь была опубликована в 1895 году в журнале «Русское слово» - в ту пору писатель вновь возвращается к литературной деятельности после десятилетнего молчания, вызванного арестом, пребыванием в тюрьме и на каторге.

«Вещичка голубиного незлобия и замечательной невинности» - так характеризовал сам Федор Михайлович свою новую повесть.  И действительно: на первый взгляд конфликт в «Дядюшкином сне» так мелок, что действо подчас даже отдает пьесами Островского, хоть и без купцов-самодуров. Однако  Достоевский не был бы Достоевским, если бы и он на примере маленького эпизода из жизни провинциального городка с его скукой и сплетнями не показал бы, насколько неприглядна бывает изнанка человеческой души. 

В 1878 году спектакль «Очаровательный сон» по этой повести был поставлен в Малом театре, и это событие положило начало триумфальному шествию произведений Достоевского по сценическим площадкам всего мира.

Сюжет таков:  пожилой состоятельный князь К. (Владимир Авраменко) оказывается в провинциальном городке, где уже бывал прежде. Местная публика буквально носит знатного гостя на руках:  им лестно прикоснуться таким образом к «высшему обществу».  Старичок добродушен, но уже начал впадать в маразм, путает места, события, людей, и этим многие пользуются для своих целей. Местная гранд-дама Марья Александровна Москалева мечтает о роскошной жизни и видит к тому один путь – выгодно выдать замуж красавицу-дочь, Зинаиду Афанасьевну (Мария Колычева). Но Зина пошла не в мать, она девушка «упорного романтизма» и «сурового благородства». Несколько лет назад она влюбилась в бедного учителя, и чуть не вышла за него, и из-за этого о ней теперь судачит весь город, и никто не берет ее замуж.

На Зину имел планы некто Мозгляков, и не зря Достоевский употребил здесь прием «говорящей фамилии». Мозгляков (Евгений Азманов), дальний родственник князя К., свою фамилию оправдал вполне: опутал «дядюшку» своей сомнительной заботой, словно сетями. Именно благодаря ему старенький князь перестал понимать, что он видел во сне, а что происходило с ним наяву. И по всем законам жанра приятный сон в определенный миг превращается в кошмар.

Спектакль, безусловно, стоит смотреть, он оставляет потрясающее впечатление. Постановка выглядит добротно, качественно, хочется даже сказать – дорого. Причиной тому и замечательная игра актеров, абсолютно всех без исключения.

Нельзя не отметить оригинальные, очень красноречивые декорации, поддерживающие и тему сна на протяжении всего действия. И тележные колеса, и бочки, и кадушки, и ушаты, и бочонки разных размеров играли здесь свою роль. Громадная бочка обернулась, когда нужно, крещенской купелью, маленькие бочонки на донцах обнаружили числа, как в лото, и из-под хрустящей белоснежной скатерти на званом обеде выглядывала тоже бочка, служившая столом. И, несмотря на то, что на скатерти сверкал хрусталь, кованые обручи, выглядывающие снизу, говорили всю правду: да, провинция, глухая провинция, грубый быт, грубые нравы… И никакими шелками, перьями не прикроешь свинскую натуру.

Музыкальное оформление постановки тоже на высоком уровне, особенно хорош и к месту был романс, исполненный Зиной: «Ночью за твоим окном ходит сон, бродит сон…» Многим он покажется знакомым, и не зря: это «Колыбельная» из известного фильма «Романс о влюбленных.

Любителям  Достоевского новый спектакль обязательно должен прийтись по вкусу: это как раз та разновидность современного прочтения классики, которая никак не оскорбляет памяти писателя. 

А тем, кто «Дядюшкин сон» не читал, будет еще интереснее: в сюжете есть интрига, заставляющая гадать, какова же будет развязка. И среди всего прочего, в конце концов, все зрители узнают, какая именно дама съела во время чаепития весь сахар. Такие «подвиги» люди могут совершать только в чьих-то снах.

www.gorod48.ru