Новости за 2012 год:

Архив по годам:

16

окт
2012

Чем больше правды, тем смешнее

В понедельник, 15 октября,  XXVIII  «Липецкие театральные встречи» перевалили  экватор – позади уже пять спектаклей, которые оценивает экспертный совет.

На суд жюри Астраханский ТЮЗ выставил постановку японского драматурга Коки Митани – «Академия смеха». Несмотря на то, что действие происходит в Японии в 1940 году, кажется, что списана она с нас и сейчас.

- Никакая цензура не нужна. Нужно взять да и закрыть все театры и запретить все спектакли, - считает Цензор в начале спектакля.

- Чем больше правды, тем смешнее, - делает он же неожиданный вывод в середине постановки, сам включившись в создание пьесы.

Поначалу желание Цензора улучшить пьесу, сделать ее соответствующей «генеральной линии» правительства вызывает недоумение автора и смех зрителей. Да и кого из наших современников не рассмешит навязанная в комедию фраза: «Боже, храни императора», которая должна быть повторена в обязательном порядке три раза. Или желание Цензора внедрить в пьесу «положительный сочный образ полицейского».

Правда, доведенные Автором до крайности эти требования лишь усиливают комичность пьесы, делая ее с каждым разом не просто смешной, но и злободневной. Автор признается, это его способ бодаться с правительством. Глупо писать в стол, глупо не выполнять требований Цензора и ставить театр под угрозу закрытия, лучше и полезнее для людей, если Автор пойдет навстречу всем требованиям и, несмотря ни на что, создаст Настоящее произведение. И это только первый, верхний пласт пьесы.

Эта пьеса и о единстве противоположностей, когда только при совместном творчестве фантазирующего Автора и сдержанного Цензора, рождается гениальное произведение. И о человеческом одиночестве. О том, что человека невозможно узнать до конца, и он сам в себе порой открывает невероятные глубины.

Автор, еще недавно вздрагивавший от любого замечания Цензора, становится смелым. Цензор, который признавался, что ни разу в жизни не был в театре и вообще не умеет смеяться, с удовольствием подключается к написанию комедии. И однажды осознав себя человеком, больше уже не становится частью государственной машины.

Сам режиссер пьесы Андрей Радочинский говорит о переплетении тематик и мотивов – каждый может взять что-то свое: «В этой пьесе все о нас. И каждый может выбрать что-то близкое для себя. Эта пьеса и о цензоре, который есть в каждом из нас и к которому нужно прислушиваться. Ведь этот внутренний цензор подскажет, что самое ценное в жизни. А жить нужно просто творчески и весело».

Что такое жизнь без излечивающего смеха и возможности творить, режиссер показывает с помощью военной хроники. Но вывод из увиденного зрители должны сделать сами: «Все правы. Что важнее жизнь физическая или духовная? Мне кажется, он возродился в конце пьесы: и Автор, и Цензор. А то, что рано или поздно нам всем придется умереть, - что с этим поделаешь,» - не дает окончательного ответа режиссер Андрей Радочинский.

www.lipetskmedia.ru