Новости за 2012 год:Архив по годам: |
В 2012 афиша фестиваля включает в себя 14 спектаклей театров из разных уголков России и Зарубежья. В этом году в Мелихово приедут гости из Испании, Болгарии, Венгрии, Украины, Москвы, Санкт-Петербурга, Таганрога, Перми, Белгорода и других. Каждый год по доброй традиции в фестивале участвует Липецкий государственный академический театр драмы им. Л.Н. Толстого. А в 2012 году театр удостоился чести открывать фестиваль. И это произошло не случайно, ведь именно с его гастролей, в 1982 году, и началась традиция проведения мелиховских весен. И, как и 30 лет назад, театр играл «Чайку», пьесу, которая была написана именно в усадьбе Мелихово. Оказавшись весной 1982 года в Мелихове, художественный руководитель театра Владимир Пахомов увидел необыкновенную красоту, проникся атмосферой чеховской усадьбы и решил воплотить в жизнь новую форму театральной постановки – сыграть «Чайку» на пленере. Шёл проливной дождь, но зрителей было много и они с трепетом следили за перипетиями в судьбах героев великой чеховской «комедии». Молодая актриса Ольга Овчинникова появилась на эстраде в белом (костюм Нины Заречной теперь является музейным экспонатом) и зазвучал знаменитый монолог Нины… «И тогда действительно произошло чудо, такое простое, обыкновенное. Всё было очень естественно, легко, органично и возникшее в живых декорация в саду, театральное действо началось и закончилось само собой, родившись из воздуха, природы, с ним же слилось, в них же растворилось. Остался накрытый стол с посудой и самоваром, ещё тёплым, у пруда развевался занавес, мелькнул чей-то силуэт за углом дома, меж вишнёвых деревьев… И зритель поверил, влюбился в этот театр, в этих людей навсегда» – газета «Мелиховский курьер», текст Юлии Балабановой, 2012 г. С тех пор Липецкий театр играл в усадьбе каждую весну разные постановки по произведениям Чехова (практически все его пьесы и ряд инсценировок чеховской прозы). Весенние театральные встречи в усадьбе стали фестивалем и теперь в Мелихово приезжали многие театры. В музее помнят и чтут традиции – благодаря усилиям Ю.А. Бычкова, В.М. Пахомова и всему коллективу Липецкого театра Мелихово стало настоящей школой театрального мастерства, а фестиваль стал всемирно известным. 2012 год – 30 лет фестивалю. И снова «Чайка» в постановке главного режиссёра театра С.А. Бобровского. 2 года назад эту постановку театр уже возил на фестиваль. Но всё же она стала премьерой – роль Аркадиной теперь исполнила народная артистка России, Лауреат Госпремии России Ольга Александровна Пахомова (Овчинникова). Также дебютом на фестивале стала роль Маши для молодой актрисы Марии Аксёновой. Двоим актёрам Липецкого театра было уделено особое внимание – оба народные артисты и лауреаты Госпремии, оба играли в той самой – первой «Чайке» в 1982 году. Теперь в истории фестиваля и усадьбы они останутся как артисты, которые в великой пьесе сыграли 2 роли с разрывом в десятилетия – Ольга Пахомова – Нину Заречную и Ирину Аркадину, Михаил Янко – Бориса Тригорина и доктора Дорна. Юбилейным 30-м фестивалем стала поездка в этом году ещё для одного человека – талантливого «бойца невидимого фронта» – любимого всеми в театре специалиста. Гримёр-постижёр, заслуженный деятель искусств России Светлана Кислицына тоже все эти годы была рядом с артистами и помогала им создавать образы чеховских героев. Руководители театра – директор Людмила Должикова и главный режиссёр Сергей Бобровский, а также артисты Ольга Пахомова и Михаил Янко были приглашены на открытие выставки, посвящённой истории фестиваля и усадьбы, а также на Открытие фестиваля, которое было проведено в неординарной форме деревенских посиделок. А вечером того же дня, 12 мая играли «Чайку» на крыльце главного дома усадьбы. Непредсказуемая погода Мелихово сделал подарок на юбилей и театру и зрителям – как говорят старожилы – впервые во время спектакля не пошёл дождь. И снова все почувствовали ту удивительную атмосферу этого места, слияние с природой и отдали дань таланту великого Антона Чехова. Каждый год приезд Липецкого театра в Мелихово ожидаемо всеми – театр не представляет своего театрального сезона без поездки сюда, а в Усадьбе и зрители и организаторы, которые стали добрыми друзьями ждут свой любимый театр. На следующий день после показа «Чайки» состоялась встреча с критиками и театроведами, которые поделились своими впечатлениями об увиденном. В обсуждении принимали участие известные журналисты и теоретики искусства, многие из которых уже долгие годы знакомы с творчеством Липецкого академического театра. С коллективом театра общались – Нина Алексеевна Шалимова, театральный критик, доктор искусствоведения, профессор ГИТИС (РАТИ); Александр Викторович Минкин, театральный журналист (Москва); Елена Ивановна Стрельцова, канд. искусствоведения, старший научный сотрудник отдела театра Института искусствоведения (Москва); Павел Владимирович Подкладов, театральный критик, автор программ Радио Подмосковья, автор статей журнала «Страстной бульвар»; Майя Яковлевна Романова, автор программ о театра на радио «Культура». Председателем комиссии стала известный театральный критик, чеховед, одна из старожилов мелиховского фестиваля Лана Александровна Гарон, театральный критик, зав литературной частью театра Станиславского (Москва). Спектакль на природе, как живое действие вызвал такую же живую реакцию профессионалов – у всех сложилось впечатление, что каждый зритель и эксперт видел какой-то свой спектакль. Несомненно, были отмечены «минусы» - как, например, все критики сошлись во мнение, что им жаль измененного финала пьесы. Ведь в современной липецкой постановке сокращена финальная сцена, в которой доктором Дорном произносится сакраментальная фраза «… дело в том, что Константин Гаврилович застрелился». Всем литературо- и театроведам стало жаль текста Чехова, которую в сценической постановке заменил громкий и решительный выстрел ружья. Также был произведён разбор и режиссёрской трактовки и актёрских работ – во многих моментах критики высказывали диаметрально противоположные смыслы. Отдельно были высоко оценены работы артистов – нар. арт. России, лауреата Госпремии России Ольги Пахомовой (Аркадина), Максима Дмитроченкова (Тригорин) и дебютная работа Марии Аксеновой (Маша). Во всех трёх работах критики отметили максимально честную игру, точное понимание Чехова и характера своих героев, а также очень редкое в современном театре – нешаблонное понимание своих персонажей. Возникли споры вокруг персонажей Нины Заречной и Константина Треплева – но не относительно актёрской игры – талант и искренность исполнителей Лилии Ачкасовой и Евгения Азманова не вызвал сомнения ни у кого. Вопрос состоял в том, что каждый эксперт имеет СВОЁ личное понимание этих героев – для одних молодые люди – талантливые, но не понятые, одинокие и не любимые; для других – это юные дилетанты, которые внутри завидуют успеху профессионалов. Каждый из артистов получил свою оценку и благодарность критиков, вплоть до эпизодических персонажей – работников (Владимир Юрьева и Андрей Литвинов), которые «ожили» из одного чеховского персонажа Якова и которые создали дополнительный непосредственный и экспрессивный фон действия. Спектакль оставил вопросы – неразрешимые, не способные привести к примирению мнений. И это прекрасно – таков был сам Чехов, с его непостижимыми загадками. Другие события:
|