Новости за 2012 год:

Архив по годам:

27

фев
2012

«Девичник» в театре посвятили мужчинам

Сегодня вечером в Липецком государственном академическом театре драмы им. Л.Н Толстого состоится премьера лирической комедии в 2-х действиях «Комната невесты». GOROD48 побывал на генеральной репетиции постановки, которая прошла накануне, и узнал, понравилась ли интерпретация пьесы её автору.

Жанровая принадлежность пьесы неоднозначна — кто-то называет её комедией, кто-то мелодрамой. На 2 часа сцена театра превращается в знакомое всем место в ЗАГСе — комнату невесты.

Невеста под номером 32 медсестра Надя (Лилия Ачкасова) целый день дожидается здесь своего опаздывающего на регистрацию жениха — инструменталиста группы «Кукуй» Гришу. Всё это время рядом с девушкой находятся её мать Мария Николаевна (Елена Гаврилица), сестра Вера (Мария Колычева), подруга Алла (Мария Аксёнова), будущая свекровь Антонина Прокофьевна (Екатерина Бельская), многочисленные гости... И только суженного всё нет и нет.

Мама невесты рыдает и хватается за сердце — «будто её дочь в гроб ложится, а не в брачную постель». Да и выбором Нади она совсем недовольна — иное дело предыдущий ухажёр, перспективный хирург из хорошей семьи, знающий три языка Валентин, который до последнего не теряет надежды и караулит Надю у дверей Дворца бракосочетания.

Но Надя Валентина не любит, и несмотря ни на что ждёт своего Гришу. А тот сначала застрял в снегу вместе с автобусом с гостями, потом отправился согреваться в придорожном кафе — другими словами, в ЗАГС совсем не торопится.

Тем временем «видавшие виды» подруга Нади Алла и сестра невесты — разведёнка Вера сыплют всё новыми и новыми «женскими хитростями» и откровениями: например, «Муж всегда враг, даже любимый», «Мужья болтливых жён не любят». Сваты выясняют отношения. Оказалось, что мать невесты, которая работает учительницей, не желает породниться с шеф-поваром с идеологией хапуги. Её оппонент — мать жениха «вся такая в Дольче Габбана» раскритиковала скромные наряды своей невестки. «Мы собрались для торжественной регистрации, а не для выяснения отношений», — пытается утихомирить родню Надя, но её, кажется, уже никто не слышит. 

Пока сбежавший жених кутит в кабаке, собравшиеся в «Комнате невесты» дамы тоже времени зря не теряют. Пьют чай, потом 5-летний коньяк и шампанское... Так ещё несостоявшаяся свадьба превращается в хороший «девичник». Случайно в компанию вмешиваются «несчастная женщина» социолог Лариса и влюблённая по уши и всё ещё верящая в идеалы несовершеннолетняя девочка Лена, которой уж замуж невтерпёж.

Лариса нагоняет тоску печальной статистикой: только треть женщин счастливы в первом браке, и почти те же 30% — во втором. С мужчинами ситуация обстоит ещё хуже: только четверть выбрали бы снова свою жену, представившись им возможность начать всё с начала. Отчего рассыпаются браки? В первую очередь оттого, что женщины в наше время стали сильными и самостоятельными, независимыми от мужчин.

А Гриши всё нет и нет, хотя марш Мендельсона услышала уже 35-я пара, и дворец счастья вот-вот закроют... И кажется, будет поставлена большая жирная точка в этой печальной Love Story: подруга Алла рассказывает Наде о том, что всего неделю назад её Гриша ушёл от Аллы только на утро... Но всё-таки в истории любви будет запятая: от себя не убежишь, и Надя прощает измену, и под занавес спектакля выходит за замуж за Гришу, отказываясь от «золотой клетки» с Валентином.

Без любви жить нельзя, именно поэтому Надя выбирает любимого, а не более перспективного жениха. Но всё-таки финал остаётся открытым: будет ли Надя счастлива, правильное ли решение она приняла — нужно додумывать зрителю. А чтобы ответ не был очевидным, женихов нам так и не показывают.

Премьера «Комнаты невесты» сегодня будет особенно ответственной. Ведь оценивать работу режиссёра Николая Чебыкина в Липецк из Санкт-Петербурга приехал сам автор пьесы — известный драматург Валентин Красногоров, произведения которого ставили Георгий Товстоногов, Лев Додин, Роман Виктюк, Владимир Андреев. С Виктюком, с которым Красногоров сотрудничал очень плотно, как-то даже вышла неприятная ситуация: драматург заявил, что «в отличие от некоторых режиссёров я женщин люблю», а Виктюк принял это на свой счёт.

Женские характеры, по мнению Красногрова, намного интереснее и многограннее, чем мужские, да и слушать их беседу куда занимательнее. Кстати, некоторые фразы, вошедшие в пьесу, например, про новый цвет волос «чтоб с оттенком», Валентин Семёнович в буквальном смысле подслушал у женщин — на лавочке, в коллективе на заводе, где когда-то начинал работать.

Автор пьесы «Комната невесты» приехал в Липецк по нескольким причинам. Во-первых, он ещё ни разу не видел эту пьесу на сцене. Во-вторых, он решил поближе познакомиться с Липецким государственным академическим театром драмы им. Л.Н. Толстого. В-третьих, объехав полстраны, Красногоров ещё ни разу не бывал в её среднерусской части — ни в Курске, ни в Орле, ни в Липецке — хотя его спектакли идут везде.

Валентину Красногорову 77 лет. Драматургией он активно занимается с 1974 года, сегодня его перу принадлежит более 30 пьес, которые идут более чем в 200 театрах России и зарубежных стран, и несколько книг. В Симферополе в Крымском академическом театре им. Горького было поставлено 6 его пьес, а личным рекордом автор считает ситуацию в Монголии. Постановками пьес Красногорова монгольский театр решил приобщается к мировому культурному пространству: в Улан-Баторе был реализован проект «Красногоров-7» — в одном театральном сезоне одновременно шли сразу 7 пьес Красногорова, в том числе и такие провокационные, как «Давай займёмся сексом!» и «Лебединая песня» ( в последней сразу 10 женских ролей). Драматург надеется, что и дружба с липецким театром окажется продуктивной — и если повезёт, то на нашей сцене будут идти хотя бы 2-3 его пьесы.

— «Комната невесты» —  это пьеса о том, что в жизни нужно руководствоваться не прагматизмом, а чувствами, — объясняет свою позицию драматург Валентин Красногоров. — Может быть, это и не совсем верно, но идея такова. Про Валентина невеста прямо говорит: «Зачем я ему такому: он и так хорош, у него всё есть, он и перспективный, он и зарабатывает, у него и семья хорошая, и главное — я ему не нужна, потому что он слишком хороший». Простой девушке не удобен жених с тремя языками и будущий профессор... А вот Гриша для неё — он весёлый, радостный, и главное — она его любит.

По словам Валентина Красногорова, он очень благодарен липецкому театру за то, что тот решился выбрать для постановки современную пьесу. В последнее время столичные театры живут штампами и играют классику, а чтобы её оживить, идут на всякие выкрутасы, —  уверен автор. В результате «классика зачастую становится гнусной, идёт её групповое изнасилование», ведь зритель теперь не тот. Секрет успешной постановки прост — зрители должны узнавать в героях себя, своих знакомых, видеть на сцене свою жизнь. Только тогда можно рассчитывать на яркий и живой спектакль.

В спектакле «Комната невесты», который поставил Николай Чебыкин, совсем мало динамики. В зале — разговор по душам о счастье, о смысле жизни, о бесследно уходящей молодости, об одиночестве, о зависти и ревности, о семье, о себе, о том, кто я такой и как я отношусь к другому, о том, что лучше — устроенность в жизни или гармония в душе.

В женских историях героинь каждый из сидящих в зале узнает себя. А ещё, по мнению Чебыкина, «Комната невесты»— это пьеса о любви без многоточий и кавычек. Надя любит своего Гришу и не может это объяснить. И важно, чтобы зрители ей поверили, признали, что она права, что выбрала именно этого человека. Ведь в жизни все хотят, чтобы их любили, а Человек с большой буквы, художник, поэт проявляется только тогда, когда он сам любит до обморочного состояния.

Вопреки ожиданиям зрителей, художник Канинэ Булгач решила обойтись без традиционных  белых свадебных платьев и фаты. Невеста Нядя — современная барышня в кружевных чулках, джинсовых шортах, белоснежных ботфортах, голубом сарафане и креативной шляпке-шлеме. А вот другие традиционные атрибуты свадьбы — цветы, шампанское, назойливый фотограф из ЗАГСа (Алевтина Коваленко), повторяющий «Только раз бывает в жизни 18 лет», нелепо разряженные гости, музыка, работники Дворца бракосочетания — это всё есть.

Ещё одна особенность спектакля — на сцене играют одни женщины. Таким образом, Валентин Красногоров попытался решить извечную проблему занятости женской части труппы. «Актрисы без ролей — это конфликты, депрессии, угрозы театру», — уверен драматург. И потому такие сценарии самим театрам нужны. А для зрителей такой «девичник» на сцене — это праздник, потому что смотреть на красивых женщин, яркие костюмы и стильные декорации, наблюдать за живыми чувствами всегда приятно.

«Бенефис» прекрасной половины труппы Липецкого государственного академического театра драмы им. Л.Н Толстого завершается посвящением мужчинам — занавес одёргивают, и на фоне задника с фотографиями счастливых пар появляется «семейный портрет», на котором запечатлена «сильная половина» труппы театра.

www.gorod48.ru