Новости за 2011 год:

Архив по годам:

12

дек
2011

Николай Чебыкин: Я всегда развожу работу режиссера и актера

Самым лучшим подарком для артиста и режиссера Липецкого академического театра драмы Николая Чебыкина, по его собственным словам, сегодня станет приезд дочерей и внуков. Старшая работает переводчицей в Москве. Младшая реже прилетает – растит маленькую дочку во Франции, где закончила Сорбонну. На визит в будний день зятьев не рассчитывает. По словам самого звездного тестя, они очень занятые люди, много работают. Вместе с артистом и режиссером отметит свой день рождения и старшая дочь.

Самое счастливое число

- Я не боюсь числа 13. Я родился 13 декабря, моя старшая дочь родилась 13 декабря. Поэтому для меня число 13 - счастливое. Я всегда сажусь на 13 ряд, 13 место. Я назначаю встречи на 13 число – для меня это удачная цифра.

Родился Николай Чебыкин в маленьком поселке для ссыльных, где было много поляков, западных украинцев, евреев, чеченцев, немцев. Мама – полячка и католичка, обладающая завидным голосом, видела в подвижном и артистичном ребенке реализацию своей мечты. Отец, художник, вернувшийся с фронта без руки, доверил выбор будущей профессии сыну. Лишь дед, отец матери, два дня молчал и не выходил из комнаты, когда узнал, что Николенька не станет инженером.

- У меня никогда не стоял вопрос, кем я буду. С самого детства, с первого класса я участвовал в всех мыслимых и немыслимых мероприятиях. Учительница говорила: "У нас такого-то числа состоится праздник. Кто будет участвовать? Кроме Чебыкина, конечно", - вспоминает артист. - Я ходил сначала в детский коллектив, потом в народный театр. А потом естественно поехал в Москву в театральное училище.

«В Липецк попали пальцем»

- Родители жены, геологи, тридцать лет проработали на Чукотке. И когда вышли на пенсию, решили переехать в центр. Ткнули пальцем в карту. Попали в Липецк. Купили здесь кооперативную квартиру. И мы с женой приехали сюда. У меня здесь старшая дочка родилась. А я как раз не поступил Питер на режиссера. Вернее, поступил – вот что обиднее всего. Но тут вышло постановление, - очень странные бывали постановления в советские времена, - ограничить прием иногородних. И меня, и еще нескольких моих однокурсников отчислили. Так что приехал я в Липецк с целью пересидеть. Но жена начала уговаривать остаться. Ей надоело скитаться и переезжать. А тут в начале 1977 года в театр пришел новый режиссер Владимир Пахомов. И я пришел сюда.

В Липецком академическом театре Николай Чебыкин сыграл около 70 ролей. Рассказывает, что очень много в его репертуаре воронов, собачек, медведей и других острохарактерных ролей.

- Я очень много играл в сказках, детских и подростковых спектаклях. Это сейчас для подростков ничего не ставят, а тогда много было пьес. А я был артистом с таким сатирическим уклоном и мог любой сатирический подтекст вложить в свою роль. Тогда был Леонид Ильич (прим. ред. - Брежнев- секретарь политбюро ЦК КПСС) и было много сатиры в театрах. Я играл отрицательного секретаря комсомола с орденами во всю грудь и распекал пионеров, - смеется Николай Петрович.

Лишь однажды артисту пришлось сыграть принца, и то случайно – заболел актер: «Я живу недалеко от театра. Всего четыре минуты идти. Звонят мне - приходите срочно. В 11:00 часов спектакль, а артиста нет. Вас срочно вводят в роль. А я ни текста, ни самой сказки не знаю. И пока меня одевали, я выяснял, что я должен делать, даже не то, что говорить – на это уже не было времени. Но именно в таких ситуациях - на грани, познается артист. Мы всегда работаем на пределе своих возможностей, а бывает, что заходим и за предел».

«Я всегда развожу работу режиссера и актера»

Еще будучи актером, Николай Чебыкин ставил пьесы, был ассистентом режиссера. В 1986 году артист закончил режиссерское отделение театрального училища имени Б. В. Щукина. По словам самого Николая Чебыкина, только на липецкой сцене он поставил порядка сорока спектаклей. Одни из последних: «Аделаида» Жени Унгарда, «Черное молоко» В. Сигарева, «Лист ожиданий» и «Дочки-матери» А. Марданя, «Кукла для невесты» А. Коровкина, «Шестеро любимых» А. Арбузова, сказку для детей «Про Иванушку-Дурачка», «Прощание в июне» А. Вампилова, «Гуси – Лебеди» А. Чалухиди и «Морозко» Н. Коляды.

Но в своих спектаклях Николай Петрович не играет принципиально. Говорит, что в данном случае на себя очень трудно посмотреть со стороны: «Я всегда развожу работу режиссера и актера. Играл в своем спектакле единственный раз, когда ставил комедию "Школа жен» по Ж.- Б. Мольеру". Опять неожиданно заболел актер. Ввести никого нельзя, потому что спектакль в стихах. Это в прозе можно хоть что-то придумать. А здесь нужно строго придерживаться стихотворного текста. Весь текст, кроме меня, режиссера, конечно, никто не знает. Вот и пришлось мне выйти. Но это странное ощущение играть в собственном спектакле».

Как вспоминает сам Николай Петрович, уважительному отношению к актеру со стороны режиссера его научил один случай. Еще только в начале режиссерской карьеры пришлось Николаю Чебыкину ставить спектакль в одном театре. По молодости он горячился, ругался на актеров, размахивал руками и бегал по сцене. Все закончилось, когда неожиданно, в порыве критической тирады, на глазах актеров рухнул в оркестровую яму.

«Комната невесты»

Сейчас режиссер Николай Чебыкин работает над спектаклем «Комната невесты». Там заняты практически все актрисы театра. На сцене проходит судьба 16 женщин. А все действие разворачивается в ЗАГСе, в комнате невесты, которая ждет своего опаздывающего жениха. Знакомые и родственники невесты не хотят, чтобы девушка выходила за этого человека замуж. Возникают ссоры, скандалы. И в этой конфликтной ситуации раскрываются характеры героев.

- В ходе этих разборок возникает понимание, что женщина без мужчины не может, и мужчина без женщины тоже. Но как-то у героев не клеится: эта развелась, эта никак не встретит. Конфликт между мужчинами и женщинами на сцене заочный – он проговаривается в рассказах женщин о своих мужьях, любовниках, друзьях. И возникают не только драматичные, но и комичные ситуации. В комнату невесты приходит социолог, которая пишет докторскую о браках, но сама ни разу не была замужем и даже мужчин у нее было. Смешно получается, - рассказывает о своей последней работе режиссер.

Попытка быть счастливым

- Меня интересует тема дома, любви и счастья в моих постановках. Все мы хотим быть счастливыми. Одни окружают себя предметами и вещами, ища в этом счастье. У других этих вещей нет, и они думают, что от этого несчастны. И кто отвечает за то, что ты несчастлив. Кто виноват? Страна, город… "Я несчастлив, потому что родился в Липецке, вот если бы родился в Париже…" И человек вместо того, чтобы просто жить, тратит себя на доказательство: я хороший, талантливый, - но жизнь от этого лучше не становится. И этот комплекс последнее время становится только острее из-за того, что много внешних раздражителей. Многие меняют квартиры, города, страны, жен-мужей, думая, что смогут догнать свое счастье. Я не ханжа – пожалуйста. Но мировой опыт доказывает, что все в тебе, внутри. И пока ты с собой не договорился, - счастлив не будешь.

Спектакль «Месье Амилькар», где Николай Чебыкин сыграет роль художника Машу, тоже разговор о попытке стать счастливым. Но главное счастье для артиста, когда на его спектакли приходят зрители и уносят с собой частичку его души. 16 декабря Николай Чебыкин ждет всех на свой бенефис.

www.lipetskmedia.ru