Новости за 2009 год:Архив по годам: |
25 "Липецкие театральные встречи" начались с научно-практической конференции "Чеховские персонажи в постсоветской России", на которой присутствовали представители областной администрации и известные театральные и литературные деятели, такие как: Лев Александрович Иванов-Аннинский – писатель, публицист и литературный критик, Виталий Борисович Ремизов – директор Государственного музея Л.Н. Толстого, Юрий Александрович Бычков, заместитель директора по научной работе Государственного мемориального музея-усадьбы А.П. Чехова "Мелихово". Как отметила вице-губернатор Липецкой области, Людмила Куракова в своём вступительном слове, "Липецкие театральные встречи" являются важным событием в культурной жизни области. Вице-губернатор вспоминала, как по-домашнему, по-уютному их организовывал Владимир Пахомов, и выразила надежду, что и Сергей Александрович Бобровский поддержит эту традицию. Главный режиссёр театра пообещал, что традиции обязательно будут продолжены. Затем перешли к выступлениям непосредственно по теме конференции. Лев Аннинский в своём докладе напомнил - главным мировым драматургом признан не Шекспир, например, а именно Антон Павлович Чехов. Причину публицист видит в том, что Чехов своим творчеством помогает справиться с тем, что произошло в 20 веке. "Шекспир вроде бы уже ничего не прибавит к той крови, которую он первым почувствовал в эпохе Просвещения, что зверь, а не ангел, на самом деле, освобождается в человеке. А Чехов помогает выпрыгнуть из этой страшной ситуации, дать надежду». Лев Александрович говорил также о том, что при жизни Чехова его не могли понять – обеляет он своих героев или разоблачает их? А в советские времена, несмотря на то, что литература имела совершенно другое направление, Чехов остался единственным не запрещённым гуманистом. В наши дни Чехов – один из самых популярных драматургов в театрах, заключил Лев Анненский. Что же мы опять у Чехова потеряли? Поиски идут самые активные, судя по тому, что некоторые режиссёры-постановщики начинают интерпретировать произведения Антона Павловича «совершенно невообразимым образом». Об этом как раз и рассказал Юрий Александрович Бычков, заместитель директора по научной работе Государственного мемориального музея-усадьбы А.П. Чехова "Мелихово". На прошедшем театральном Мелиховском фестивале одной из постановок была «Палата №6». В спектакле было настолько много спецэффектов и трюков, что от Чехова осталось совсем немного, получился голливудский триллер. Во всех спектаклях Чехова сегодня, насколько бы классическим образом он не был бы поставлен, чувствуется дыхание времени, которое влияет на наше восприятие героев Чехова. В целом же, отметил Юрий Бычков, театр сегодня значительно поднялся, его уважают. В одной только Москве насчитывается до 500 театров, а конкурс при поступлении в театральные ВУЗы составляет более 200 человек на место. Это связано с тем, считает Юрий Бычков, что в России изменился социально-психологический климат – стране нужен театр. В заключении Юрий Александрович пригласил Липецкий драматический театр им. Л.Н. Толстого поучаствовать в Мелиховском фестивале, а также предложил поставить на сцене театра одну из своих собственных пьес. Виталий Борисович Ремизов – директор Государственного музея Л.Н. Толстого, говорил об Антоне Павловиче в связи с Львом Толстым. «Какие мы стали за сто лет без Чехова и Толстого? Когда думаешь, где мы сейчас оказались, то выясняется, что оказались именно в начале прошлого века. Человек тогда не имел внутренней опоры: была масса всяких брожений и течений, богоискательство и противоположные ему явления». А классическая литература, в том числе Чехов и Толстой, по убеждению Бориса Ремизова, как раз и есть та опора: «Сейчас крайне важно обращаться к классике, это не прошлое, а далёкое наше будущее». А вот Вера Сергеевна Расторгуева, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы ЛГПУ, говорила о том, что в отличие от нынешнего театра, современная проза очень тщательно скрывает Чехова в своих текстах. Самым цитируемым классиком в современной русской литературе является Михаил Фёдорович Достоевский. К его текстам обращаются часто, например, у Пелевина в романе "Дженерейшн Пи" встречается современная интерпретация фразы Раскольникова: "тварь ли я дрожащая или право имею" звучит как "мы, несомненно, твари дрожащие, но, несомненно, имеем неотъемлемые права". А вот образы Чехова появляются лишь мельком. Такие "прорывы" можно иногда наблюдать в прозе Маканинка, Пелевина и даже Сорокина. Очевиднее всего образ, открытый ещё Гоголем и развитый Чеховым, - образ маленького человека, звучит у Маканина. В связи с этим Вера Сергеевна напомнила известную мысль Чехова, что человек должен по капле выдавливать из себя раба, того самого маленького человека. Однако в некоторых его произведениях явно проходит и мысль, что пустота, оставшаяся после раба снова может заполниться рабом. Маканин продолжает эту мысль и показывает в своих произведениях, что с современным человеком так и произошло. Он стал свободным, казалось бы, перестал быть маленьким. Но получив свободу, он снова обмельчал: свобода для него - это право иметь без обязательств и ответственности. В отличие от Чехова, который верил в человека и его будущее - "небо в алмазах", Маканин и современная проза не строят иллюзий и не утешают читателей. Человек никогда не избавится от своего рабского состояния - утверждает современная проза. В этом отражается кризис гуманизма, а его как раз и олицетворял собой Чехов. Вывод, вытекающий из конференции, напрашивается сам собой - может быть, именно поэтому сегодня Чехов так востребован в театре: людям всё-таки хочется верить, что человек не безнадёжен. Им хочется чеховской гуманности. Завершал выступления по теме Михаил Леонидович Янко, народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, актёр Липецкого государственного академического театра драмы им. Л.Н. Толстого. Актёр говорил отчасти о том же, с чего начала Людмила Куракова - насколько важны "Липецкие театральные встречи", вспоминал, как они организовывались, что они дали самим актёрам и поклонникам театрального искусства за все эти годы, сколько известных людей побывало в Липецке в рамках встреч и из скольких городов. В первый день 25-х "Липецких театральных встреч" на сцене Драмтеатра им. Л.Н. Толстого был показан спектакль Курского государственного драматического театра им. А.С. Пушкина "Жертвы века". Другие события:
|