Чередниченко (Румянцева) Зинаида Владимировна

Чередниченко (Румянцева) Зинаида Владимировна

Народная артистка России

По - разному приходят в актерскую профессию. Кто-то попадает в нее случайно, по воле обстоятельств. Для кого-то такой выбор жизненного пути связан с мучительными раздумьями. У Зины Румянцевой сомнений в выборе профессии не было с самого детства. Уже в младших классах школы она была запевалой в детском хоре, а с пятого класса стала регулярно заниматься в театральной студии дворца культуры Челябинского тракторного завода.

Родители ее, люди простые, но очень строгих жизненных правил, были рады: дочь выбрала дело по душе, да и есть куда девать свою неуемную энергию. Особенно рада была мама, украинка, любившая и умевшая красиво петь звонкие и протяжные украинские и русские народные песни и без устали танцевать на праздничных вечерах...

Потом была студия при Челябинском драматическом театре имени Цвиллинга, где ее педагогом по актерскому мастерству был народный артист России Ефим Исаакович Байковский (ныне - актер Московского академического театра имени В.В. Маяковского). После учебы в труппу были зачислены только две юные выпускницы студии и подруги - Зинаида Румянцева и Светлана Погребняк. Педагоги студии не ошиблись в своем выборе: из всего выпуска 1968 года высокого почетного  звания «народный артист России» на сегодня удостоились только эти две талантливые актрисы. Но самое удивительное в том, что через 12 лет судьба свела их вместе вновь, но уже  на сцене Липецкого театра драмы.

До этого времени Зинаида успела сыграть немалый репертуар не только во «взрослом» театре драмы, но и в Театре Юного Зрителя Челябинска, где она стала ведущей актрисой. Особый успех выпал, как отмечала критика в местной прессе, на ее исполнение роли Лики в спектакле по пьесе Арбузова «Мой бедный Марат» и Липочки в комедии «Свои люди - сочтемся» А.Н.Островского.

А в 1980 году она познакомилась впервые с Липецким драматическим театром: он гастролировал летом в Челябинске. Дух настоящего партнерства и сотрудничества в добрых традициях русского психологического театра, в котором она всегда мечтала играть, покорили ее. После разговора с руководителем театра Владимиром Пахомовым  она с семьей переезжает в Липецк.

На  Липецкой сцене Зинаиде Румянцевой пришлось заново заявлять о себе, как ведущей актрисе. Особенность творчества актера театра, в отличие от киноактера, в том, что его творчество всегда «здесь и сейчас». Игра театрального артиста как рисунок на прибрежном песке: накатила волна времени и смыла  все  следы, надо творить заново.

Впервые на сцене Липецкого театра драмы актриса Румянцева появилась в маленькой незаметной роли Говорящего Сверчка из сказки А. Толстого «Золотой Ключик», которую ставил режиссер из Москвы. Поразительно трогательно звучал сильный, чистый и гибкий  голос актрисы: он завораживал и не мог не запомниться.

Эта присущая актрисе предельная органичность, правдивость и непосредственность позволили ей создать интереснейшие образы в детских спектаклях, наиболее яркие из которых - обаятельнейшая скромница Золушка в «Золушке», неистощимая на выдумки всяческих козней и коварств, энергичная и неунывающая Баба Яга в « Двух Кленах», милая и смешная Бабушка в «Красной Шапочке» Е. Шварца и другие.

 Интересная и многоплановая творческая индивидуальность  Зинаиды Румянцевой разносторонне раскрылась в ролях классического репертуара: озорная и непосредственная Бесси в «Татуированной розе» Т. Уильямса, хитроумная сваха Фрозина в «Скупом» Мольера, скромная Маша в «Чайке», страстная в своей вере увидеть в будущем «небо в алмазах» Соня в «Дяде Ване», эксцентричная  Шарлотта в «Вишневом саде» А. Чехова, самодовольная Коринкина в «Без вины виноватые», прагматичная до комизма Домна Пантелеевна в «Талантах и поклонниках», домовитая и простодушная купеческая вдова Белотелова, словно сошедшая с кустодиевского полотна «Купчиха за чаем», в «Женитьбе Бальзаминова» А.Н. Островского...

Удивительное чувство юмора и сценическое обаяние актрисы Румянцевой помогают ей успешно играть острохарактерные и комедийные роли и в современной драматургии. Ярким свидетельством этому могут служить последние роли актрисы: старомодно участливая Сталина Петровна с любимым котом-экстрасенсом Барсиком  в «Последнем герое» А. Марданя и траги-комичная начальница местного ДЕЗа Нинель Георгиевна в «Аделаиде» Жени Унгарда. В этой роли и предстанет перед липецкими театральными зрителями в своем юбилейном спектакле в апреле 2007 года народная артистка России Зинаида Владимировна Румянцева.

Но есть у актрисы Румянцевой и особая роль, в которой ее личность проявляется уже вне сцены. Она человек общественный, не замкнутый лишь на собственном творчестве. Не случайно была и депутатом, председателем профорганизации академического театра. А когда она с 1995  по 2005-й годы возглавляла Липецкое отделение Союза театральных деятелей РФ, в театре возобновились давно забытые смотры творческой молодежи. Потом эту общественную инициативу поддержали и официальные лица во властных структурах  области и города.

В сезоне 2008-2009 гг. актриса Румянцева очень интересно сыграла роль свахи Феклы Ивановны в "Женитьбе" Н. Гоголя, успешно ввелась на роль Щукиной в спектакль "А Ваш "Злодей" будет жить вечно" А. Чехова и  создала очень яркий образ Анны Павловны Адуевой, страстно переживающей за судьбу своего горячо любимого сына Александра.

А в сезоне 2009-2010 гг. актрисой создан образ мудрой Лошади Сестрички в спектакле "Ангел Марии" М. Ладо.

Артистка приняла участие в 2-х Международных фестивалях: на III Всероссийском театральном фестивале "Герои Гончарова на современной сцене" в г. Ульяновске ноябрь 2009 года со спектаклем "Обыкновенная история" И.А. Гончарова и с этим же спектаклем на 18 Международном фестивале "Славянские театральные встречи" в г. Брянске май 2010 года.

За последние годы неоднократно награждалась актриса  З.В. Чередниченко (Румянцева) Почетной грамотой областного Собрания депутатов  и администрации области: в 1996 году  - «За большой вклад в развитие театрального искусства, высокий профессионализм в эстетическом воспитании населения» и в 1997, 2001, 2002 и в 2007 году - «За многолетнюю плодотворную творческую и общественную деятельность», «За заслуги перед городом Липецком» в 2010 г.

В 2016 году удостоена премии "Призвание" на фестивале им. Н.Х. Рыбакова (г. Тамбов) за исполнение роли госпожи Пернель в спектакле "Тартюф".

На фестивале "Дни Островского в Костроме" в 2018 году  - награда: *Лучший дуэт - народная артистка РФ Зинаида Румянцева и заслуженный артист РФ Владимир Кравченко (Мавра Тарасовна и Амос Панфилыч Барабошев).

В 2018 году в составе творческой группы спектакля «Ревизор» приняла участие в Международном театральном фестиваля «Липецкие театральные встречи» по итогам которого присуждена награда «Лучший актёрский ансамбль».

Лауреат  Первого международного театрального онлайн-фестиваля "Театр@льный круг" в номинации "Лучший дуэти" за роль Мавры Тарасовны в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» (приз Александра Вислова).

Репертуарный лист:

(в алфавитном порядке)